Назначение и состав масляной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Масляная система агрегата обеспечивает необходимую подачу масла к подшипникам газовой турбины, нагнетателя, а также к вспомогательным механизмам.

Масляная  система  оснащена  тремя  маслонасосами: 

  • главным  насосом  с приводом  от  вала  вспомогательного  редуктора;
  • вспомогательным  насосом  с приводом от электродвигателя переменного тока;
  • аварийным насосом с приводом от электродвигателя постоянного тока.

Работа масляной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Главный  насос  шестеренчатого  типа  смонтирован  на  вспомогательном редукторе  турбины.  Давление  масла  на  выходе  насоса  ограничивается  до 6,3  кг/см2 предохранительным  клапаном  VR-1. 

На  сливных  трубопроводах каждого насоса установлены обратные клапаны для устранения рециркуляции смазочного масла обратно через насосы в маслобак. В обратном клапане главного насоса предусмотрено отверстие диаметром 6,35 мм для заполнения маслом главного насоса.

Вспомогательный насос, смонтированный на крышке маслобака, служит для подачи масла во время пуска и остановки газовой турбины, когда главный насос  не  может  обеспечить  достаточное  давление  масла.  Вспомогательный насос  включается  при  подаче  сигнала  на  пуск  или  задействовании  одного  из электронагревателей, а при достижении ротором ТВД скорости (14HS) 94% выключается.  Вспомогательный  насос  смазки  также  работает  во  время  цикла охлаждения турбины.

Для  проверки  автоматического  включения  вспомогательного  насоса  и срабатывания  датчика  63QA-1  в  коллекторе  насосов  предусмотрен  проверочный вентиль № 1, расположенный на щите манометров в отсеке вспомогательных механизмов.

При  его  открытии  давление  смазочного  масла  в линии  датчика  63QA-1 падает до значения ниже предела его срабатывания (5,5 кг/см2). При этом автоматически  должен  включаться  вспомогательный  насос, и  срабатывает  предупредительная сигнализация.

Аварийный насос, также смонтированный на крышке маслобака, предназначен  для  подачи  смазочного  масла  в  коллектор  подшипников  во  время  аварийной  остановки  и  при  выходе  из  строя  вспомогательного  насоса  из-за  прекращения подачи переменного тока или по другим причинам.

Датчик давления 63QL автоматически включит аварийный насос в любом случае, когда давление в коллекторе подшипников упадет ниже 0,42 кг/см2. Однако перед этим должен сработать датчик давления 63QA-2, который включит предупредительный сигнал о низком давления масла (0,91 кг/см2). Датчик давления  63QN  автоматически  выключит  аварийный  насос  при  достижении  нормального давления в коллекторе смазки.

Для проверки автоматического включения  аварийного  насоса  и  срабатывания  датчиков  давления  63QA-2,  63QL  и 63QN  в  коллекторе  подшипников  предусмотрен  проверочный  вентиль  № 3, расположенный на щите манометров в отсеке вспомогательных механизмов.

После насосов весь поток смазочного масла охлаждается в одном из двух маслоохладителей, установленных горизонтально на боковой стенке маслобака. Перепускной клапан направляет поток в один из маслоохладителей, что позволяет отключать любой из них для проверки, не прерывая подачу масла в систе-му смазки, и не останавливая агрегат.

Далее, весь поток масла идет через блок фильтров, состоящий из двух работающих  поочередно  фильтров  со  степенью  очистки  5  мкм  с  перепускным клапаном между ними, что позволяет заменять фильтрующие элементы на работающем агрегате. Дифференциальный манометр, установленный на щите манометров, показывает перепад давления на фильтре.

Часть  потока  проходит  через  клапан-регулятор  VPR-16,  сдвоенный фильтр со степенью очистки 3 мкм и используется для смазки полумуфт промежуточных валов между осевым компрессором и редуктором и между силовой турбиной и нагнетателем. Параллельно фильтру смазки полумуфт установлены  дифференциальный  манометр,  датчик  перепада  63QQ,  который  подает сигнал тревоги на ГЩУ при достижении перепада давления на фильтре в 1,05 кг/см2.

Давление  смазочного  масла  в  коллекторе  подшипников  поддерживается на уровне 1,75 кг/см2 с помощью регулирующего клапана VPR-2, установленного после главных масляных фильтров.

Для контроля температуры смазочного масла в коллекторе подшипников предусмотрены термореле 26QA и 26QT. Термореле 26QA подает сигнал тревоги о высокой температуре масла, а термореле 26QT осуществляет АО ГПА при высокой температуре масла.

В напорном и сливных коллекторах подшипников установлены термопары LT, сигналы от которых поступают на индикатор температуры.В маслобаке агрегата находится индикатор уровня масла и датчики уровня 71QH (высокого) и 71QL (низкого), которые включают сигнал тревоги в том случае, если уровень масла выходит из диапазона нормальных уровней.

Когда  агрегат  находится  в  резерве,  температура  смазочного  масла  поддерживается в пределах, требуемых для пуска турбины, электрическими нагревателями 23QT-1, 2. Термореле 26QL (низкой) и 26QM (высокой) температуры масла в маслобаке регулирует работу погруженных нагревателей, поддерживая температуру масла от 20 до 29°С. Реле 26QN (нормальной) температуры масла предусмотрено  для  защиты  турбины,  препятствуя  пуску  турбины,  если  масло холодное.