Назначение и состав масляной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Масляная система агрегата обеспечивает необходимую подачу масла к подшипникам газовой турбины, нагнетателя, а также к вспомогательным механизмам.
Масляная система оснащена тремя маслонасосами:
- главным насосом с приводом от вала вспомогательного редуктора;
- вспомогательным насосом с приводом от электродвигателя переменного тока;
- аварийным насосом с приводом от электродвигателя постоянного тока.
Работа масляной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Главный насос шестеренчатого типа смонтирован на вспомогательном редукторе турбины. Давление масла на выходе насоса ограничивается до 6,3 кг/см2 предохранительным клапаном VR-1.
На сливных трубопроводах каждого насоса установлены обратные клапаны для устранения рециркуляции смазочного масла обратно через насосы в маслобак. В обратном клапане главного насоса предусмотрено отверстие диаметром 6,35 мм для заполнения маслом главного насоса.
Вспомогательный насос, смонтированный на крышке маслобака, служит для подачи масла во время пуска и остановки газовой турбины, когда главный насос не может обеспечить достаточное давление масла. Вспомогательный насос включается при подаче сигнала на пуск или задействовании одного из электронагревателей, а при достижении ротором ТВД скорости (14HS) 94% выключается. Вспомогательный насос смазки также работает во время цикла охлаждения турбины.
Для проверки автоматического включения вспомогательного насоса и срабатывания датчика 63QA-1 в коллекторе насосов предусмотрен проверочный вентиль № 1, расположенный на щите манометров в отсеке вспомогательных механизмов.
При его открытии давление смазочного масла в линии датчика 63QA-1 падает до значения ниже предела его срабатывания (5,5 кг/см2). При этом автоматически должен включаться вспомогательный насос, и срабатывает предупредительная сигнализация.
Аварийный насос, также смонтированный на крышке маслобака, предназначен для подачи смазочного масла в коллектор подшипников во время аварийной остановки и при выходе из строя вспомогательного насоса из-за прекращения подачи переменного тока или по другим причинам.
Датчик давления 63QL автоматически включит аварийный насос в любом случае, когда давление в коллекторе подшипников упадет ниже 0,42 кг/см2. Однако перед этим должен сработать датчик давления 63QA-2, который включит предупредительный сигнал о низком давления масла (0,91 кг/см2). Датчик давления 63QN автоматически выключит аварийный насос при достижении нормального давления в коллекторе смазки.
Для проверки автоматического включения аварийного насоса и срабатывания датчиков давления 63QA-2, 63QL и 63QN в коллекторе подшипников предусмотрен проверочный вентиль № 3, расположенный на щите манометров в отсеке вспомогательных механизмов.
После насосов весь поток смазочного масла охлаждается в одном из двух маслоохладителей, установленных горизонтально на боковой стенке маслобака. Перепускной клапан направляет поток в один из маслоохладителей, что позволяет отключать любой из них для проверки, не прерывая подачу масла в систе-му смазки, и не останавливая агрегат.
Далее, весь поток масла идет через блок фильтров, состоящий из двух работающих поочередно фильтров со степенью очистки 5 мкм с перепускным клапаном между ними, что позволяет заменять фильтрующие элементы на работающем агрегате. Дифференциальный манометр, установленный на щите манометров, показывает перепад давления на фильтре.
Часть потока проходит через клапан-регулятор VPR-16, сдвоенный фильтр со степенью очистки 3 мкм и используется для смазки полумуфт промежуточных валов между осевым компрессором и редуктором и между силовой турбиной и нагнетателем. Параллельно фильтру смазки полумуфт установлены дифференциальный манометр, датчик перепада 63QQ, который подает сигнал тревоги на ГЩУ при достижении перепада давления на фильтре в 1,05 кг/см2.
Давление смазочного масла в коллекторе подшипников поддерживается на уровне 1,75 кг/см2 с помощью регулирующего клапана VPR-2, установленного после главных масляных фильтров.
Для контроля температуры смазочного масла в коллекторе подшипников предусмотрены термореле 26QA и 26QT. Термореле 26QA подает сигнал тревоги о высокой температуре масла, а термореле 26QT осуществляет АО ГПА при высокой температуре масла.
В напорном и сливных коллекторах подшипников установлены термопары LT, сигналы от которых поступают на индикатор температуры.В маслобаке агрегата находится индикатор уровня масла и датчики уровня 71QH (высокого) и 71QL (низкого), которые включают сигнал тревоги в том случае, если уровень масла выходит из диапазона нормальных уровней.
Когда агрегат находится в резерве, температура смазочного масла поддерживается в пределах, требуемых для пуска турбины, электрическими нагревателями 23QT-1, 2. Термореле 26QL (низкой) и 26QM (высокой) температуры масла в маслобаке регулирует работу погруженных нагревателей, поддерживая температуру масла от 20 до 29°С. Реле 26QN (нормальной) температуры масла предусмотрено для защиты турбины, препятствуя пуску турбины, если масло холодное.