Назначение и состав системы пускового газа

Пусковым  устройством  для  ГТК-25ИР  служит  турбодетандер, который через кулачковую муфту и редуктор раскручивает ротор ТВД.

Основными элементами системы пускового газа являются:

  • турбодетандер, типа SST2 фирмы «Вортингтон»;
  • клапан-регулятор VPR-6;
  • автомат безопасности от превышения скорости с предохранительной заслонкой и конечным выключателем 12SA;
  • фильтр;
  • соленоидные клапаны 20SV-1, 20SV-2, 20SG;
  • регулятор давления VPR-15.

Пусковой газ поступает по трубе через отсечный кран № 11 с пневмоприводом  непосредственно  к  турбодетандеру.  На  трубопроводе  перед  свечным краном  №  10  установлено  термореле,  запрещающее  запуск  турбоагрегата  при температуре пускового газа менее 15°С. Для достижения необходимой температуры газа трубопровод продувается через свечу № 10.

Управление кранами пускового газа № 11 и № 10 осуществляется со щита «Спидтроник»  или  вручную  с  помощью  соленоидных  клапанов,  расположенных в местном шкафу.

Работа системы пускового газа

При  пуске  турбины,  после  ввода  в  зацепление  муфты  турбодетандера  и закрытия  свечного  крана  №  10  подается  напряжение  на  соленоидный  клапан 20SV, который перекрывает сброс газа с клапана-регулятора VPR-15 (для ГТК-10И, ИР) или VPR-6 (для ГТК-25И, ИР) на свечу. Если через 10 с ТВД не стронется  с  места,  подается  напряжение  на  соленоидный  клапан  20SG.  Газ  для управления клапаном-регулятором через фильтр поступает на регулятор давления VPR-40 (для ГТК-10И, ИР) или VPR-5 (для ГТК-25И, ИР), настроенный таким образом, чтобы произошло страгивание ротора ТВД (Р=15-20 кг/см2– вторая ступень регулирования).

После страгивания ротора ТВД, соленоидный клапан 20SG обесточивается. Давление пускового газа падает до величины, необходимой  для  достижения  скорости  вращения  ротора  ТВД,  равной  20-24%  от номинала. Давление пускового газа, необходимое для достижения данной скорости, настраивается регулировочным винтом на клапане VPR-6 (для ГТК-10И, ИР) или «Pilot» 2 (для ГТК-25И, ИР), входящем в состав клапана-регулятора на величину РПГ = 7-10 кг/см2 (первая ступень регулирования).

После зажигания и прогрева турбины, на соленоидный клапан 20SG снова подается напряжение, турбина ускоряется до оборотов самоходности – 3000 мин-1(реле скорости 14SТ). Сигнал от реле скорости 14SТ обесточивает соленоидные клапаны 20SV и 20SG, прекращая подачу газа на турбодетандер.

Скорость  турбодетандера  уменьшается,  а  скорость  турбины  увеличивается,  полумуфты турбодетандера и турбины выходят из зацепления за счет усилия пружины.

Для защиты турбодетандера от превышения скорости (3600 мин-1) служит механический автомат безопасности, при срабатывании которого прекращается подача  пускового  газа  на  вход  турбодетандера. 

Конечный  выключатель  12SА выдает  предупредительную  сигнализацию  на  оповестительное  табло  щита управления.