Назначение и состав системы пускового газа
Пусковым устройством для ГТК-25ИР служит турбодетандер, который через кулачковую муфту и редуктор раскручивает ротор ТВД.
Основными элементами системы пускового газа являются:
- турбодетандер, типа SST2 фирмы «Вортингтон»;
- клапан-регулятор VPR-6;
- автомат безопасности от превышения скорости с предохранительной заслонкой и конечным выключателем 12SA;
- фильтр;
- соленоидные клапаны 20SV-1, 20SV-2, 20SG;
- регулятор давления VPR-15.
Пусковой газ поступает по трубе через отсечный кран № 11 с пневмоприводом непосредственно к турбодетандеру. На трубопроводе перед свечным краном № 10 установлено термореле, запрещающее запуск турбоагрегата при температуре пускового газа менее 15°С. Для достижения необходимой температуры газа трубопровод продувается через свечу № 10.
Управление кранами пускового газа № 11 и № 10 осуществляется со щита «Спидтроник» или вручную с помощью соленоидных клапанов, расположенных в местном шкафу.
Работа системы пускового газа
При пуске турбины, после ввода в зацепление муфты турбодетандера и закрытия свечного крана № 10 подается напряжение на соленоидный клапан 20SV, который перекрывает сброс газа с клапана-регулятора VPR-15 (для ГТК-10И, ИР) или VPR-6 (для ГТК-25И, ИР) на свечу. Если через 10 с ТВД не стронется с места, подается напряжение на соленоидный клапан 20SG. Газ для управления клапаном-регулятором через фильтр поступает на регулятор давления VPR-40 (для ГТК-10И, ИР) или VPR-5 (для ГТК-25И, ИР), настроенный таким образом, чтобы произошло страгивание ротора ТВД (Р=15-20 кг/см2– вторая ступень регулирования).
После страгивания ротора ТВД, соленоидный клапан 20SG обесточивается. Давление пускового газа падает до величины, необходимой для достижения скорости вращения ротора ТВД, равной 20-24% от номинала. Давление пускового газа, необходимое для достижения данной скорости, настраивается регулировочным винтом на клапане VPR-6 (для ГТК-10И, ИР) или «Pilot» 2 (для ГТК-25И, ИР), входящем в состав клапана-регулятора на величину РПГ = 7-10 кг/см2 (первая ступень регулирования).
После зажигания и прогрева турбины, на соленоидный клапан 20SG снова подается напряжение, турбина ускоряется до оборотов самоходности – 3000 мин-1(реле скорости 14SТ). Сигнал от реле скорости 14SТ обесточивает соленоидные клапаны 20SV и 20SG, прекращая подачу газа на турбодетандер.
Скорость турбодетандера уменьшается, а скорость турбины увеличивается, полумуфты турбодетандера и турбины выходят из зацепления за счет усилия пружины.
Для защиты турбодетандера от превышения скорости (3600 мин-1) служит механический автомат безопасности, при срабатывании которого прекращается подача пускового газа на вход турбодетандера.
Конечный выключатель 12SА выдает предупредительную сигнализацию на оповестительное табло щита управления.