Назначение и состав системы охлаждения масла ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Система охлаждения масла предназначена для отвода тепла из системы смазки агрегата и представляет собой систему воздушного  охлаждения  с  промежуточным  теплоносителем.  В  качестве  промежуточного теплоносителя в системе применяется 60%-ый раствор диэтиленгликоля в дистиллированной воде.

В настоящее время большинство агрегатов переведены на  системы  охлаждения  масла  без  промежуточного  теплоносителя.  Описание данной системы дается для ГПА, где сохранилась старая система.

В состав системы входит следующее основное оборудование:

  • два маслоохладителя;
  • терморегулирующий клапан VTR-1;
  • блок воздушного холодильника гликоля;
  • блок насосов;
  • датчики температуры;
  • система трубопроводов с запорной арматурой.

Работа системы охлаждения масла ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Два маслоохладителя, из которых один рабочий, а другой – резервный, установлены в раме-маслобаке блока вспомогательных механизмов.  Переключение  охладителей  по  маслу  производится  перепускным клапаном. В работе всегда находится только один из маслоохладителей.

Контур промежуточного  теплоносителя  «гликоль-вода»  является  замкнутым.  Смесь «гликоль-вода» поступает в маслоохладители из блока насосов, затем, проходя через один из них, охлаждает масло, и поступает на клапан VTR-1.

Клапан-регулятор VTR-1 служит для регулирования расхода охлаждающей жидкости и поддержания температуры масла +55°С в  коллекторе  смазки  агрегата.  В  состав  клапана  входят  следующие  элементы:

  • термобаллон;
  • капилляр;
  • сильфонный исполнительный механизм.

Термобаллон заполнен чувствительной к изменению температуры жидкостью, легко испаряющейся при нагревании. Возрастающее при испарении жидкости давление паров передается сильфону, который, в свою очередь, устанавливает в соответствующее положение клапан, регулирующий расход охлаждающей жидкости. Перемещению сильфона противодействует сила регулируемой пружины.

При пониженной температуре масла клапан VTR-1 направляет всю охлаждающую жидкость по «малому контуру» на входной коллектор блока насосов.

Когда температура масла в коллекторе подойдет к заданной точке регулирования,  клапан начнет  перекрывать  линию  «малого  контура»  и  подавать  часть охлаждающей жидкости в линию «большого контура» в воздушный холодильник гликоля.

Клапан VTR-1 имеет также ручное регулирование и при необходимости его можно устанавливать в требуемое положение.

Блок  воздушного  охлаждения  гликоля  установлен  рядом  со  зданием укрытия агрегата и включает в себя: воздушно-водяной двухходовой теплообменник  трубчатого  типа,  два  воздушных  вентилятора  с  приводом  от  электродвигателей переменного тока и расширительный бак.

Теплообменник  состоит  из  горизонтально  расположенных  оребренных труб, установленных в металлическом каркасе. Промежуточный теплоноситель «гликоль-вода» охлаждается принудительным вертикальным потоком воздуха, подаваемым двумя вентиляторами.

Вентиляторы смонтированы под секцией теплообменника. В целях регулирования  расхода  охлаждающего  воздуха,  угол  наклона  лопастей  вентиляторов можно устанавливать в пределах от 0до 20°С. Для контроля за состоянием вентиляторов, на каждом из них установлен датчик вибрации, который в случае повышенной вибрации выдает сигнал тревоги на щит управления. В этом случае необходимо остановить вентилятор и устранить причину повышенной вибрации.

На  теплообменнике  смонтирован  также  расширительный  бак,  который является  одновременно  и  подпиточным.  На  баке  установлен  датчик  уровня 71WL (ГТК-10И, ИР) или LSL 4-100  (ГТК-25И,  ИР)  и  визуальный  индикатор уровня  охлаждающей  жидкости.  В  случае  понижения  уровня  жидкости  в  расширительном баке ниже допустимого, датчик уровня выдает сигнал тревоги на щит  управления. 

При  этом  необходимо  произвести  подпитку  системы  охлаждающей жидкостью из станционного блока дистилляции и подготовки смеси «вода-гликоль».

После теплообменника охлаждающая жидкость поступает в блок насосов, состоящего из главного и резервного насосов с приводом от электродвигателей переменного тока, который расположен под блоком воздушного холодильника гликоля.