Назначение и состав системы охлаждения масла ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Система охлаждения масла предназначена для отвода тепла из системы смазки агрегата и представляет собой систему воздушного охлаждения с промежуточным теплоносителем. В качестве промежуточного теплоносителя в системе применяется 60%-ый раствор диэтиленгликоля в дистиллированной воде.
В настоящее время большинство агрегатов переведены на системы охлаждения масла без промежуточного теплоносителя. Описание данной системы дается для ГПА, где сохранилась старая система.
В состав системы входит следующее основное оборудование:
- два маслоохладителя;
- терморегулирующий клапан VTR-1;
- блок воздушного холодильника гликоля;
- блок насосов;
- датчики температуры;
- система трубопроводов с запорной арматурой.
Работа системы охлаждения масла ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Два маслоохладителя, из которых один рабочий, а другой – резервный, установлены в раме-маслобаке блока вспомогательных механизмов. Переключение охладителей по маслу производится перепускным клапаном. В работе всегда находится только один из маслоохладителей.
Контур промежуточного теплоносителя «гликоль-вода» является замкнутым. Смесь «гликоль-вода» поступает в маслоохладители из блока насосов, затем, проходя через один из них, охлаждает масло, и поступает на клапан VTR-1.
Клапан-регулятор VTR-1 служит для регулирования расхода охлаждающей жидкости и поддержания температуры масла +55°С в коллекторе смазки агрегата. В состав клапана входят следующие элементы:
- термобаллон;
- капилляр;
- сильфонный исполнительный механизм.
Термобаллон заполнен чувствительной к изменению температуры жидкостью, легко испаряющейся при нагревании. Возрастающее при испарении жидкости давление паров передается сильфону, который, в свою очередь, устанавливает в соответствующее положение клапан, регулирующий расход охлаждающей жидкости. Перемещению сильфона противодействует сила регулируемой пружины.
При пониженной температуре масла клапан VTR-1 направляет всю охлаждающую жидкость по «малому контуру» на входной коллектор блока насосов.
Когда температура масла в коллекторе подойдет к заданной точке регулирования, клапан начнет перекрывать линию «малого контура» и подавать часть охлаждающей жидкости в линию «большого контура» в воздушный холодильник гликоля.
Клапан VTR-1 имеет также ручное регулирование и при необходимости его можно устанавливать в требуемое положение.
Блок воздушного охлаждения гликоля установлен рядом со зданием укрытия агрегата и включает в себя: воздушно-водяной двухходовой теплообменник трубчатого типа, два воздушных вентилятора с приводом от электродвигателей переменного тока и расширительный бак.
Теплообменник состоит из горизонтально расположенных оребренных труб, установленных в металлическом каркасе. Промежуточный теплоноситель «гликоль-вода» охлаждается принудительным вертикальным потоком воздуха, подаваемым двумя вентиляторами.
Вентиляторы смонтированы под секцией теплообменника. В целях регулирования расхода охлаждающего воздуха, угол наклона лопастей вентиляторов можно устанавливать в пределах от 0до 20°С. Для контроля за состоянием вентиляторов, на каждом из них установлен датчик вибрации, который в случае повышенной вибрации выдает сигнал тревоги на щит управления. В этом случае необходимо остановить вентилятор и устранить причину повышенной вибрации.
На теплообменнике смонтирован также расширительный бак, который является одновременно и подпиточным. На баке установлен датчик уровня 71WL (ГТК-10И, ИР) или LSL 4-100 (ГТК-25И, ИР) и визуальный индикатор уровня охлаждающей жидкости. В случае понижения уровня жидкости в расширительном баке ниже допустимого, датчик уровня выдает сигнал тревоги на щит управления.
При этом необходимо произвести подпитку системы охлаждающей жидкостью из станционного блока дистилляции и подготовки смеси «вода-гликоль».
После теплообменника охлаждающая жидкость поступает в блок насосов, состоящего из главного и резервного насосов с приводом от электродвигателей переменного тока, который расположен под блоком воздушного холодильника гликоля.