Назначение и состав противопомпажной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Противопомпажная система осевого компрессора предназначена для предотвращения в осевом компрессоре пульсаций давления в режиме запуска и останова турбины.
Противопомпажная система ОК турбоагрегата с рекуперативным циклом включает:
- антипомпажные клапаны осевого компрессора;
- соленоидный клапан 20CB;
- фильтр;
- конечные выключатели 33СВ,
- сбросные клапаны VAB;
- соленоидные клапаны 20ВВ;
- система воздухопроводов.
Работа противопомпажной системы ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
С целью предотвращения пульсаций компрессора в режимах разгона и замедления (пуска и останова) с 10-й ступени часть воздуха сбрасывается в выхлопную шахту агрегата.
В корпусе ОК предусмотрено 4 отверстия отбора с 10-й ступени, которые соединяются через два противопомпажных клапана 1, 2 с выхлопной шахтой. Для управления противопомпажными клапанами с выхода ОК подается воздух по наружному трубопроводу через фильтри соленоидный клапан 20СВ.
В режиме пуска агрегата при скорости ТВД ниже 94%, соленоидный клапан 20СВ закрыт. Противопомпажные клапаны при этом открыты и перепускают часть воздуха с 10-й ступени в выхлопную шахту.
Когда скорость ТВД устанавливается выше 94%, по сигналу со щита управления, открывается соленоидный клапан 20СВ и противопомпажные клапаны закрываются.
При останове агрегата противопомпажные клапаны открываются по сигналу скорости ТВД 87%.
Положение противопомпажных клапанов контролируется конечными выключателями 33СВ, которые выдают соответствующий сигнал на щит управления.
В период пуска, работы или останова, когда противопомпажные клапаны не устанавливаются в положение «Открыто» или «Закрыто» при соответствующих скоростях ТВД, происходит аварийный останов агрегата.
На ГПА с рекуперативным циклом предусмотрены сбросные клапана 20ВВ, установленные на воздуховодах от ОК до рекуператоров. Во время пуска ГПА сбросные клапана закрываются по сигналу «4» и остаются закрытыми на весь период работы ГПА. При аварийном останове ГПА сбросные клапана открываются по исчезновению сигнала «4».
Управление клапанами идет со щита «Спидтроник». Сбросные клапана работают от газа управления под давлением 2,5-7 кг/см2.