Назначение и состав системы валоповорота ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Система валоповорота предназначена для проворачивания ротора ТВД во время цикла охлаждения для равномерного остывания ротора. Валоповорот при этом автоматически включается каждые три минуты и проворачивает ротор ТВД на 45°.

Механизм  валоповорота  включает  в  себя: 

  • фильтр;
  • шестеренчатый  гидравлический насос  с  приводом  от  электродвигателя  постоянного  тока  РН-3;
  • предохранительный клапан VR-3;
  • соленоидный клапан 20HR;
  • регулировочные клапаны VR-6 и VR-18;
  • гидротолкатель;
  • зубчатая рейка;
  • конечный выключатель 33HR;
  • гидроцилиндр.

Работа системы валоповорота ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Из системы смазочного масла агрегата через отбор СV-1 масло поступает через фильтр на вход насоса с приводом от электродвигателя постоянного тока. Давление масла после насоса должно быть 105 кг/см2. Это давление ограничивается регулятором VR-3.

Через  соленоидный клапан  20HR  масло  высокого  давления  поступает  в гидротолкатель, который вводит в зацепление рейку механизма валоповорота с редуктором агрегата. С небольшой задержкой по времени масло высокого давления также поступает под поршень силового цилиндра, который перемещается вправо или влево.

При обесточенном  соленоидном  клапане  20HR  через  него  в  нижнюю  полость  гидротолкателя   поступает  масло  высокого давления,  а  верхняя  полость  гидротолкателя  соединена  со  сливом.  Шестерни механизма валоповорота выведены из зацепления с шестернями редуктора.

Одновременно  масло  высокого  давления  поступает  в  правую  полость гидроцилиндра,  а  левая  полость  соединена  со  сливом.  Таким  образом,  поршень гидроцилиндра перемещает рейку справа налево в режиме «холостого хода».

В крайнем левом положении рейки храпового механизма с конечного выключателя 33HR через систему управления «Спидтроник» поступает сигнал на соленоидный  клапан  20HR,  который  переключает  масло  высокого  давления  в верхнюю полость гидротолкателя 10 и левую полость гидроцилиндра. Соответственно, противоположные полости обоих цилиндров соединяются со сливом.

Происходит рабочий ход механизма валоповорота, при котором рейка находится в зацеплении с редуктором и перемещается слева направо.

Длина рейки рассчитана таким образом, чтобы провернуть ротор ТВД на 45° за один ход рейки.

Конечный  выключатель  33HR  через  систему  управления  «Спидтроник» обесточивает соленоидный клапан 20HR и возвращает схему в исходное положение.

В ручном режиме (путем нажатия кнопки управления валоповоротом на приборном  щите  в  блоке  вспомогательных  устройств)  циклы  проворачивания ротора ТВД происходят непрерывно.

В автоматическом режиме задействован таймер, который включает механизм валоповорота каждые 3 минуты.

В  узле  храпового механизма  имеются  регуляторы  VR-6  и  VR-18. VR-6 обеспечивает задержку по времени, не позволяя перемещаться рейке храпового механизма при холостом ходе, пока она полностью не выведена из зацепления. VR-18 обеспечивает плавность перемещения рейки во время рабочего хода за  счет  замедления  слива  масла  из  правой  полости  силового  цилиндра.  Холостой ход происходит быстро, так как левая полость гидроцилиндра напрямую сообщается со сливом.

Величины настройки регуляторов составляют:

  • VR-6: 24,5 ± 0,7 кг/см2;
  • VR-18: 12,25 ± 0,7 кг/см2.