Подготовительные работы.

 

Выставить посты наблюдения и проверить устойчивость работы средств связи в соответствии со схемой организации связи.

Проверить работоспособность всех кранов и при необходимости произвести их набивку смазкой.

На каждом линейном кране очищаемого участка газопровода установить по 2 предварительно проверенных манометра (до и после крана) и сверить их показания.Линейные краны должны быть полностью открыты (держать ручным насосом на открытие), а байпасные краны 300 мм-закрытыми,при этом переключатели рода работы должны быть установлены в том положении,в котором находятся краны.

Краны на перемычках должны быть закрыты.

 Взвести сигнализаторы прохождения поршней.

Перед запасовкой очистного поршня:

-проверить надежность крепления манжет к корпусу и щеток к рессорам.

-установить на него датчик локации,который предварительно должен быть заряжен и проверен.

-с целью выравнивания давления при заполнении камеры запуска газом и создания эффекта редуцирования при движении поршня по газопроводу и особенно при его остановке,необходимо вывернуть 1-2 пробки 40мм в передней части (на поршнях импортного производства имеется 8

отверстий, на ПО-5-12 отверстий).

Запасовать поршень в камеру запуска, закрыть быстродействующий затвор и стянуть контрольные шпильки.Установить на камере манометр.

При запасовке очистного поршня в камеру отечественного производства в случае отсутствия приспособлений для фиксации поддерживающего лотка и приспособлений для запасовки, наблюдаются случаи заклинивания поршня при вводе его в трубу 1420 мм что приводит к его повреждению,а при нормальном вводе и пуске-уносу лотка в газопровод.

Необходимо зафиксировать поддерживающий лоток стропом к проушине затвора или самой

камеры,а если это невозможно-вынуть его из камеры.

Проверить работоспособность датчика локации при помощи прибора для обнаружения поршня.

Исходные положения кранов технологической обвязки узлов приема и запуска очистного поршней перед пропуском очистного поршня (приложение3,4).

 

Импортной поставки:

 

На узле приема:-краны 19,21,23,26,27,30а ,37-закрыты,краны 22,24,25,29,70-открыты.

Узел приема находится под газом при давлении равном проходному и готов к приему очистного поршня.

на узле запуска: -краны 28,30,31,32,33,35,80-закрыты.

-краны 34,36-открыты.

 

Узел запуска без давления газа.

 

Отечественного производства:

 

на узле приема без изменения линии выравнивания давления:

-краны 19,21,22,26,30а,37-закрыты.-краны 24,29,70-открыты.

на узле приема с измененной линией выравнивания давления (врезка в байпас крана 20)

-краны 19,21,26,27,37,3с-закрыты.

-краны 22,24,29,37,70-открыты.

Узлы приема находятся под газом при давлении равном проходному и готовы к приему очистного поршня.

на узле запуска:-краны 28,30,31,32,33,35,80-закрыты,-краны 34,36-открыты.

 

Узел запуска без давления газа.

 

Положение кранов 7,8,20 определяется из условия работы компрессорной станции:

при работающей КС на газопроводе:

-краны 7,8-открыты.

-кран 20-закрыт.

 

При неработающей КС на газопроводе,подключенному к другому,параллельно проложенному газопроводу,через перемычки:

 

- краны 7,8,20-закрыты.

- южная и северная перемычки-открыты.

 

При  неработающей КС на газопроводе и проходе газа через узел подключения транзитом:

 

- краны 7,8 -закрыты.

- кран 20 -открыт.

 

Технологическая последовательность проведения работ по запуску очистных поршней по газопроводу через узлы запуска.

 

 

 В зависимости от режима работы газопровода и типа применяемых узлов запуска рассматриваются три варианта:

 

Первый вариант. При работающей КС на газопроводе с применением узла запуска импортной поставки:

 

Открыть байпас крана 28.

Открыть кран 31.

Приоткрытием кранов 32 и 33 давлением не более 1 кг/см2 в течение не менее 5 мин. через свечи 34 и 36 произвести продувку узла запуска и газопровода до крана 80.

Закрыть краны 34 и 36 и постепенным подъемом давления через краны 32,33 заполнить узел запуска газом до давления,равного выходному давлению с КС.

 Закрыть краны 31,32,33.

Открыть кран 80.

Открыть кран 28,а байпас крана закрыть.

Доложить председателю комиссии о готовности к пуску поршня:

“Поршень к пуску готов”.

Председатель комиссии после согласования с диспетчером ЦДС (УМГ) дает команду бригаде по пуску:” очистной поршень пустить”.

По получении распоряжения бригаде по пуску необходимо:

- открыть кран 35.

- прикрытием крана 8 поток газа от КС направляется по линии: кран 28- кран 35-узел запуска и при достижении перепада давления 1кг/см2 между пусковым патрубком узла запуска и краном 80 поршень двинется по газопроводу.Расчетное усилие для трогания поршня в зависимости от типа

составляет 4-5 т/с.

После получения подтверждения поста о прохождении поршня через южный охранный кран ( сигнализатор С6),вывести работу КС на режим подачи газа в газопровод через кран 8.

Доложить председателю комиссии и диспетчеру, что “Поршень пущен” с указанием времени.

Закрыть краны 28,80.

Открыть свечные краны 34,36 и стравить газ с камеры до нуля.

Закрыть кран 35.

 

 С применением узла запуска отечественного производства.

 

3.16 Открыть кран 28 и далее провести операции в последовательности аналогично п.п.3.2-3.15

 

Второй вариант.При неработающей КС на газопроводе и проходе газа через узел подключения транзитом.

 

С применением узла запуска импортной поставки:

 

Открыть байпас крана 30 и далее провести операции в последовательности аналогично п.п.3.2-3.6

Открыть кран 30,байпас крана 30 закрыть и далее провести операции в последовательности аналогично п.п.3.8-3.9.

По получении распоряжения бригаде по пуску необходимо:

-открыть кран 35.

- прикрытием крана 20 подать газ на пропуск поршня по линии:

кран 30-кран 35-камера запуска.           

После прохождения поршня через южный охранный кран (сигнализатор С6) открыть кран 20.

Закрыть краны 30 и 80.

Открыть свечные краны 34,36 и стравить газ с узла запуска до нуля.

Закрыть кран 35.

 

С применением узла запуска отечественного производства.

 

Открыть кран 30 и далее провести операции в последовательности аналогично п.п.3.2,3.3,3.4,3.5,3.6,3.8,3.9,3.19,3.20,3.21,3.22,2.23.

 

Третий вариант.

При неработающей КС на газопроводе,подключенному к другому,параллельно проложенному газопроводу,через перемычки.

 

В данном случае,при применении узлов запуска как импортной поставки,так и отечественного производства необходимо провести режим работы газопровода по второму варианту, т.е

- закрыть северную и южную перемычки между газопроводами.

- сработать давление за 20 краном и создать на нем перепад давления в пределах 1кг/см2  и далее провести операции в последовательности аналогично работам по второму варианту , кроме работ по пунктам 3.20 и 3.21,где необходимо:

- после прохождения поршня через южный охранный кран (сигнализатор С6),открыть кран южной перемычки и подать газ на пропуск поршня от работающей КС на параллельном газопроводе с одовременным закрытием крана 30 и открытием северной перемычки.

 

ПРОПУСК  ОЧИСТНОГО ПОРШНЯ ПО ГАЗОПРОВОДУ.

 

По получению сообщения “Поршень пущен” контрольные посты на кранах должны немедленно снять и зафиксировать показания манометров до и после каждого линейного крана очищаемого участка газопровода, постоянно следить за их показаниями и обеспечить их передачу председателю комиссии через каждые 30 мин.(в каждом отдельном случае это время может быть изменено председателем).

Приближение поршня к посту определяется своеобразным стуком поршня (наподобие стука приближающего трамвая по рельсам), который он издает при прохождении по стыкам газопровода.

Момент прохождения поршня через кран отмечается повышением шума на кране,а также резким повышением давления,т.е. на тот перепад давления,который создает поршень.

Контрольные посты должны отмечать по времени начало и окончание шума в газопроводе и немедленно сообщать об этом председателю комиссии для определения предлагаемой длины пробки загрязнений и сообщения об этом контрольным постам по ходу газа.

В соответствии с фактическим временем прохождения поршня по контрольным постам председатель комиссии расчитывает фактическую скорость очистного поршня.определяет предполагаемое время прохождения поршня через контрольные посты и передает им расчетное время прохождения с целью усиления контроля за точным временем прхождения поршня и своевременной подготовкой к его приему.

В случае сильной загрязненности очищаемого газопровода возможно изменение давления на выходе КС. В связи с этим, необходим тщательный контроль за работой агрегатов КС, с целью своевременной разгрузки и недопущения помпажа нагнетателей.

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОТКАЗОВ ПРИ ПРОПУСКЕ ОЧИСТНОГО ПОРШНЯ ПО ГАЗОПРОВОДУ.

 

Для контроля за прохождением очистного поршня по газопроводу на каждом линейном кране и других местах,согласно схемы растоновки,выставляются контрольные посты,которые контролируют прохождение очистного поршня через линейные краны,тройники перемычек и другие места.При наличии комплекса “Волна-I” контрольные посты комплектуются ими.

Комплекс “Волна-I” предназначен для сигнализации о прохождении очистного поршня по газопроводу,а также для определения местонахождения застрявшего в газопроводе очистного поршня с точностью +,- 2м. относительно устройства по продольной оси газопровода.

Сигнал о местонахождении очистного поршня передается через стенку трубопровода и слой грунта над ним установленном на очистном поршне устройством УМЗ-01 и принимается устройством СГХ-01,размещенным над поверхностью грунта у контрольного поста.

Если по расчетному времени очистной поршень не прошел через контрольный пост на линейном кране,на что указывает так же и изменение давления-повышается перепад,то комиссией принимается решение о дальнейших работах,которое согласуется с объединением.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ СЛУЧАИ ОТКАЗОВ ПРИ ПРОПУСКЕ ОЧИСТНЫХ ПОРШНЕЙ ПО ГАЗОПРОВОДУ И СПОСОБЫ ИХ ЛИКВИДАЦИИ.

 

 

При застревании очистного поршня на участке газопровода до южного крана (в основном все имеющиеся случаи происходили по причине неполного открытия южных охранных кранов) необходимо возвратить его обратно в узел запуска,для чего:

-при закрытых 8 и 20 кранах и остановленном цехе (пуск по варианту I) или при закрытых 8 и 20 кранах (пуск по варианту II) по линии:

южный охранный кран-узел запуска-кран 35-кран 28 через свечу 18 произвести стравливание газа и создать перепад для обратного хода очистного поршня в узел запуска,при этом необходим постоянный контроль давления на ЮОК и узле запуска.

Возможен также вариант возвращения очистного поршня в узел запуска с предварительным закрытием ЮОК и подачи газа на поршень  через байпас ЮОК и далее по аналогии, изложенной выше.

 

При застревании очистного поршня на линейной части между линейными кранами по причине сильных загрязнений участка или наличия гидратных пробок,необходимо:

-закрыть краны 1,3.

- открыть краны 2С и ЗС на кране 2 и производить сброс газа для создания перепада на поршень.

Максимальный перепад давления на поршень,при котором он начинает движение,составляет 30 кг/см2 (из практики).

- снижение давления на кране I говорит о начале движения поршня по газопроводу.

- с целью поддержания перепада давления на поршень открыть байпас крана I,а затем и сам кран. - при прохождении поршня крана 2,краны 2С и 3С закрываются.

- при выравнивании давления на кране 3,кран открывается и операции по пропуску поршня проводятся по нормальной схеме.

При застревании возможен также вариант пуска 2-го поршня для проталкивания,или отключения участка,равномерный сброс давления,выдержка с целью разложения гидратов и последующий пропуск поршня.

В случае невозможности дальнейшего пропуска поршня (полное застревание) организуются бригады поиска (не менее 2-х человек в бригаде), которым намечается участок протяженностью 3-5 км. При нахождении места застревания очистного поршня,после отключения и стравливания газа с участка,газопровод разрезается и очистной поршень извлекается.

 

Комиссией принимается решение или о продувке участка газопровода газом, или после вварки катушки-повторный пропуск очистного поршня.