Общие сведения о кране
Кран с шаровым затвором (пробкой) и гидравлическим управлением применяется в качестве запорного устройства на магистральных газопроводах. Конструкция гидропневматического управления позволяет управлять краном автоматически и вручную с помощью ручного насоса.
Применение крана в качестве регулирующего устройства запрещается, поэтому шаровая пробка крана должна находиться только в двух крайних положениях – или полностью открытой или полностью закрытой.
Краны выпускаются двух модификаций: для подземной установки (с колонной
между сервомотором и корпусом крана) и надземной (без колонны).
Краны рассчитаны на их применение в районах с температурой наружного воздуха от минус 400С до плюс 40 0С.
.4 - Узел крана
Конструкция крана подземной установки
Шаровой кран подземной установки производства фирмы ЧКД «Бланско» (рис. 4.3) состоит из следующих частей:
Узла крана 1, на котором через колонну 6 с удлинителем шпинделя крана установлен сервомотор 4.
К крышке сервомотора крепится кроме двух гидробаллонов 2 ресивера 3 и двух газовых фильтров 5, еще и оборудование системы управления, закрытое кожухом. Подвод уплотнительной смазки в узел крана 1 производится по трубопроводам 7.
Узел крана
Узел крана рис.4 является основной составной частью шаровых кранов фирмы ЧКД «Бланско». В узел крана входит корпус шарового затвора, состоящий из двух частей: корпуса 1 и фланца корпуса 14, соединенных в одно целое при помощи 40 шпилек 11 и гаек 10.
Пробка 2 крана выполнена в виде шара с прикрепленными к нему полуосью 17 и шпинделем 8, вращающимися в роликовых опорно-упорных подшипниках 7, опирающихся на упорные втулки 6. В корпусе крана установлены седла пробки. Каждое седло состоит из двух скрепленных между собой колец - наружного 4 и внутреннего 12. Седла размещены в специальных кольцевых гнездах, образованных кольцевыми выточками в корпусе и специальными неподвижными кольцами 13, прикрепленными к корпусу. При отсутствии давления газа в газопроводе отжатие и поджатие седел к затвору производится давлением масла, нагнетаемого ручным насосом в соответствующие кольцевые зазоры.
В верхней части корпуса крана с обеих сторон затвора имеются по четыре штуцера 3 для отбора газа в систему управления и для соединения с кольцевыми зазорами каждого седла. В верхней части корпуса имеется отверстие, закрытое крышкой 5, а в нижней части отверстие закрытое сливной пробкой 15. Шпиндель 8 и полуось 17 крепятся к шаровой пробке при помощи болтов 9.
Сервомотор с колонной
Сервомотор (рис. 4.5) служит гидравлическим приводом шаровой пробки крана для поворота ее на 90 0. Передача от сервомотора осуществляется через удлинитель шпинделя 2, расположенный в колонне 3 и закрепленный в ней разрезным кольцом 1. В верхней части колонны установлена втулка 4, в которой вращается удлинитель шпинделя.
Корпус сервомотора выполнен разъемным из двух половин: верхней 9 и нижней 1, соединенных болтами 6 и 11.
Между верхней и нижней половинами установлено уплотнение 8.
В теле корпуса имеется цилиндрическая расточка с определенным радиусом кривизны, служащая цилиндром сервомотора.
Цилиндр сервомотора по окружности занимает больше половины корпуса и разделен герметической перегородкой 16 на две равных полости.
Кривошип 5 выполнен в виде сектора с двумя поворотными рычагами, на концах которых закреплены поршни 15 с манжетами 14, перемещающиеся каждый в своей полости цилиндра.
Кривошип насажен на удлинитель шпинделя и закреплен на нем четырьмя штифтами. Шпиндель имеет зацепление с затвором. Через шпиндель от сервомотора передается крутящий момент, происходит поворот кривошипа с поршнями, а с ним и шпинделя с пробкой в ту или другую сторону.
При подаче масла под давлением в одну полость цилиндра сервомотора происходит закрытие крана, при подаче масла под давлением в другую полость - открытие крана.
Свободная внутренняя полость сервомотора, не занятая цилиндром, кривошипом и шпинделем и кольцевое пространство между колонной и шпинделем служат емкостью для масла, откуда масло поступает к подшипникам затвора и на прием к ручному насосу.
Кроме того, в эту емкость попадает масло, просачивающиеся из полости цилиндра. Находящаяся под давлением при повороте затвора свободная полость сервомотора сообщается через перепускные шариковые клапаны с гидробаллонами, когда они сообщены с атмосферой. Ввиду того, что нормальный уровень масла в гидробаллонах всегда выше уровня крышки сервомотора, полость сервомотора всегда до верха (до крышки) заполнена маслом, которое находится под действием давления столба жидкости, равное разнице уровней масла в гидробаллонах и полости сервомотора.
Помимо гидробаллонов свободная полость сервомотора сообщается и с бачком для масла, установленным на крышке сервомотора через который происходит сброс газа из гидробаллонов в атмосферу.
В период сброса газа в бачке для масла образуется небольшое избыточное давление газа, которое давит на масло, находящееся в бачке, а через него и на масло, находящееся в полости сервомотора. В результате, в период сброса газа из гидробаллонов в атмосферу через бачок для масла, к гидростатическому давлению, под которым находится масло в полости сервомотора, прибавляется избыточное давление, образующееся в бачке для масла.
На верхней чести корпуса сервомотора устанавливается круглая опорная плита 10 (крышка), на которой смонтировано все оборудование гидропневматического управления. Опорная плита крепится к корпусу сервомотора при помощи 12 шпилек и является одновременно и крышкой сервомотора. В нижней части корпуса сервомотора имеется отверстие, закрытое пробкой 12.
Фильтр газа
Два фильтра рис. 4.6, установленные на линиях отбора давления газа, служат для очистки и осушки газа, поступающего из газопровода через газораспределительные клапаны в гидробаллоны, кольцевые зазоры на отжатие подвижных седел от затвора, в ресивер и один из сильфонов.
Фильтр газа состоит из следующих составных частей:
1 - корпуса
2 - силикагеля
3 - фетра
4 - крышки верхней
5 - сеток
6 - колпака
7 - втулки
8 - крышки нижней
9 - пробки крана
10 - корпуса крана
11 - штуцера
12 - пробки сливной
Ручной насос
Ручной насос, установленный на опорной плите (крышке сервомотора) служит:
-для ручного управления краном при отсутствии давления газа в газопроводе;
- для ручного управления только затвором крана при неисправной системе автоматического управления и при наличии давления газа в газопроводе.
В первом случае ручным насосом масло нагнетается и в кольцевые зазоры для отжатия подвижных седел от затвора перед поворотом затвора и для поджатия подвижных седел к затвору после окончания поворота затвора и в полости цилиндра сервомотора для поворота затвора.
Во втором случае ручным насосом масло нагнетается только в полости цилиндра сервомотора для поворота затвора. Отжатие подвижных седел от затвора производится под давлением газа, подаваемого непосредственно из газопровода в кольцевые зазоры через обратные конусные клапаны и в открываемый кран, а поджатие седел к затвору - под давлением газа в газопроводе автоматически.
Забор масла на прием ручного насоса производится через штуцер, ввернутый в опорную плиту (крышку сервомотора с внутренней стороны).