Назначение и состав системы воздушного охлаждения и уплотнения ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Система воздушного охлаждения и уплотнения предназначена для охлаждения горячих узлов газовой турбины и уплотнения подшипников газовой турбины и осевого компрессора.
Предусмотрено охлаждение следующих узлов газовой турбины:
- дисков ТВД и СТ;
- сопловых лопаток и бандажа лопаток ТВД;
- корпуса турбины;
- выхлопного устройства;
- опор внутреннего корпуса турбин.
Работа системы воздушного охлаждения и уплотнения ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И
Охлаждающий и уплотняющий воздух, поступающий из осевого компрессора, включает в себя:
- воздух, отбираемый за 10-й ступенью ОК;
- воздух, прошедший через уплотнения за последней ступенью ОК;
- выпускной (цикловой) воздух компрессора.
Воздух, отбираемый за 10-й ступенью, используется для охлаждения и уплотнения подшипников № 1, 3, 4, охлаждения дисков СТ и ТВД со стороны третьего подшипника. Перед тем, как поступить на подшипники, уплотняющий воздух проходит через центробежный сепаратор, в котором удаляются инородные частицы, которые могут повредить подшипники. Сепаратор очищается путем непрерывной продувки воздухом.
Кроме того, воздух, отбираемый за 10-й ступенью, поступает для охлаждения задней части корпуса турбины и опор внутреннего корпуса турбины.
Воздух, прошедший через уплотнения за последней ступенью ОК, используется для уплотнения подшипника № 2 и для охлаждения диска ТВД со стороны подшипника № 2. Уплотняющий воздух из подшипника № 2 выпускается в атмосферу.
Расход воздуха для уплотнения подшипников и охлаждения узлов турбины регулируется путем установки в воздухопроводах шайб определенного диаметра.
Цикловой воздух после осевого компрессора поступает в воздухораспределительные кожухи камеры сгорания и охлаждает узлы камер сгорания, обойму сопловых лопаток и сегменты статора над рабочим колесом ТВД. Часть воздуха, обтекающего удерживающее кольцо соплового аппарата, входит внутрь сопловых лопаток и охлаждает их.
Для охлаждения задней части и опор внутреннего корпуса турбины используется воздух из укрытия агрегата. Этот воздух засасывается через отверстия, просверленные в заднем вертикальном фланце корпуса турбины, благодаря разрежению, создаваемому эжекторами, на которые подается воздух, отбираемый за 10-й ступенью компрессора.