Назначение и состав системы воздушного охлаждения и уплотнения ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Система воздушного охлаждения и уплотнения предназначена для охлаждения  горячих  узлов  газовой  турбины  и  уплотнения  подшипников  газовой турбины и осевого компрессора.

Предусмотрено охлаждение следующих узлов газовой турбины:

  • дисков ТВД и СТ;
  • сопловых лопаток и бандажа лопаток ТВД;
  • корпуса турбины;
  • выхлопного устройства;
  • опор внутреннего корпуса турбин.

Работа системы воздушного охлаждения и уплотнения ГПА ГТК-25ИР, ГТК-10И

Охлаждающий  и  уплотняющий  воздух,  поступающий  из  осевого  компрессора, включает в себя:

  1. воздух, отбираемый за 10-й ступенью ОК;
  2. воздух, прошедший через уплотнения за последней ступенью ОК;
  3. выпускной (цикловой) воздух компрессора.

Воздух,  отбираемый  за  10-й  ступенью,  используется  для  охлаждения  и уплотнения подшипников № 1, 3, 4, охлаждения дисков СТ и ТВД со стороны третьего подшипника. Перед тем, как поступить на подшипники, уплотняющий воздух проходит через центробежный сепаратор, в котором удаляются инородные частицы, которые могут повредить подшипники. Сепаратор очищается путем непрерывной продувки воздухом.

Кроме  того,  воздух,  отбираемый  за  10-й  ступенью,  поступает  для охлаждения задней части корпуса турбины и опор внутреннего корпуса турбины.

Воздух,  прошедший  через  уплотнения  за  последней  ступенью  ОК,  используется для уплотнения подшипника № 2 и для охлаждения диска ТВД со стороны подшипника № 2. Уплотняющий воздух из подшипника № 2 выпускается в атмосферу.

Расход воздуха для уплотнения подшипников и охлаждения узлов турбины регулируется путем установки в воздухопроводах шайб определенного диаметра.

Цикловой воздух после осевого компрессора поступает в воздухораспределительные кожухи камеры сгорания и охлаждает узлы камер сгорания, обойму сопловых лопаток и сегменты статора над рабочим колесом ТВД. Часть воздуха,  обтекающего  удерживающее  кольцо  соплового  аппарата,  входит  внутрь сопловых лопаток и охлаждает их.

Для  охлаждения  задней  части  и  опор  внутреннего  корпуса  турбины  используется воздух из укрытия агрегата. Этот воздух засасывается через отверстия, просверленные в заднем вертикальном фланце корпуса турбины, благодаря разрежению, создаваемому эжекторами, на которые подается воздух, отбираемый за 10-й ступенью компрессора.