Корпус турбины
Корпус турбины является основным структурным элементом газотурбинной установки; он крепится болтовым соединением снаружи передним концом к стойкам выходного корпуса компрессора, а задним концом снаружи – к выхлопной раме. В корпусе ТВД находятся следующие узлы, которые образуют проточную часть от камеры сгорания через рабочие колеса турбины до выходной рамы: сегменты и шрауд-блоки первой ступени, сегменты внутренней и внешней стенок межступенчатой проточной части, диафрагма и воздушное уплотнение второй ступени и перегородки и шрауд-блоки второй ступени.
Сопловой аппарат
Сопловой аппарат собран из двенадцати цельнолитых лопаточных сопловых сегментов, устанавливаемых в бандаж, состоящий из двух половин, которые скреплены у разъема. Конструктивное исполнение узлов и высокоэффективная система охлаждения дисков турбин обеспечивают их охлаждение до 380 °С, что позволяет применять для дисков малодефицитные сплавы.
Однако, требуется постоянно контролировать температуру дисков. Для этого с каждой стороны дисков установлено по две термопары, контролирующие температуру среды у дисков, которая должна соответствовать температуре металла.
Важнейшим условием достижения высокой температуры продуктов сгорания (900–915 °С), а, следовательно, и достаточно высокого КПД, является эффективное охлаждение наиболее горячих узлов турбины. К их числу в первую очередь относится сопловой аппарат. Сжатый компрессором воздух (около 1% от общего расхода воздуха) поступает по специальным пазам в обойме и ножкам сопловых сегментов к внутренней полости каждой сопловой лопатки.
Для улучшения теплообмена между охлаждающим воздухом и металлом лопатки требуется повысить скорость охлаждающего потока без увеличения его расхода. Эта задача решена с помощью внутреннего дефлектора, образующего узкую щель для прохода охлаждающего воздуха вдоль профиля лопатки. Воздух попадает в эту щель через пазы дефлектора и направляется к выходной кромке лопатки, где предусмотрены отверстия для выхода воздуха в проточную часть турбины.
Такая система охлаждения позволяет снижать температуру металла лопатки примерно на 150 °С, а возвращение воздуха в проточную часть перед рабочими лопатками турбины позволяет практически без потерь использовать потенциальную энергию этого воздуха. Уплотнение внутренней полости сопловой лопатки с более высоким давлением, по сравнению с давлением за ступенью, выполнено с помощью лабиринта в торце бандажа.
Сегменты не закатываются по окружности бандажа, а вставляются и закрепляются при небольшом сдвиге с помощью специальных захватов, после чего они дополнительно фиксируются осевыми штифтами. Одно из важнейших требований при сборке соплового аппарата – обеспечение равномерности шага лопаток и проходных сечений сопловых каналов по окружности.
Это связано с опасностью возникновения больших дополнительных нагрузок и разрушения
рабочих лопаток турбины при разнице в шаге сопловых лопаток. Бандаж относительно корпуса турбины фиксируют при помощи опорных выступов. При окончательной сборке половины обоймы стягивают в горизонтальном разъеме.
Рабочие лопатки
Следующий теплонапряженный элемент турбины – рабочие лопатки. Первая их отличительная особенность – удлиненная ножка, отдаляющая елочный замок от рабочей части лопатки, которая находится в потоке горячих газов. Благодаря такой ножке в сочетании с эффективным охлаждением ротора удается снизить температуру диска турбины до 380 °С при температуре самой лопатки около 800 °С.
Для уменьшения нагрузок от центробежных сил перо лопатки выполнено полым. Порядок установки лопаток следующий. Лопатку вручную заводят в елочный паз, куда заранее укладывают цилиндрический штифт, имеющий по концам стопорящие элементы. В месте стыка полок двух соседних лопаток вставляют уплотняющий штифт, а затем устанавливают закрывающую планку, нижняя часть которой имеет тот же профиль, что и елочный замок лопатки.
После разворота и отгибания стопора лопатку с закрывающей планкой фиксируют в замке от осевых перемещений.
Уплотняющий штифт поддерживается двумя соседними полками. При работе легко качающийся в своем гнезде уплотняющий штифт под действием центробежных сил прижимается к площадке стыка полок двух соседних лопаток, обеспечивая уплотнение зазора между ними и создавая эффект взаимного демпфирования.
Закрывающие планки имеют два цилиндрических выступа, которые, в собранном виде, создают лабиринт уплотнения торца диска турбины от прорыва горячих газов к диску через зазор между диском и экраном статора.
Рабочие лопатки должны иметь определенную свободу при раскачивании. Стопор замка является элементом одноразового использования – после демонтажа лопаток его заменяют.