Газовая промышленность занимается добычей, переработкой и транспортировкой газа.
Газовая промышленность занимает ведущую роль в народном хозяйстве страны.
Основным средством транспорта газа от месторождений до потребителя являются трубопроводы.
В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа:
Первый этап 1917-1940 г. в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны.
Второй этап 1941-1955 г.-развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра д 700 мм-рост объема разведочных работ на газ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны.
Третий этап с1956 г.-развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны.
В 1940-1941 г был построен первый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км.Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г. составляла 1,9%
Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубопроводного транспорта газа. В 1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм.
В 1950 год Ставрополь-Москва.
В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм.Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г. составляла 2.2 %
Для третьего этапа развития магистрального трубопроводного транспорта газа в нашей стране характерно формирование единой системы МГ.
В 1960 г. Бухара-Урал 2 нитки Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера.
В 60-е годы Игрим-Серов.
70 годы Средняя Азия-Центр 5 ниток Конец 70ых Оренбург-Западная граница
80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга. Урегой –Помары –Ужгород 1420
Прогресс, Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1,Тула 2,Ямбург-Поволжье.
Ордена «Знак Почета» предприятие по транспортировке и поставкам газа ООО “Тюментрансгаз” организованное 17 января 1966 года. Магистральные газопроводы и компрессорные станции предприятия находятся на территориях ЯНАО, ХМАО, Севера Свердловской обл., протяженность трассы составляет 1,5 тысячи километров (до 17 ниток). По магистральным газопроводам “Тюментрансгаза” перекачивается более 80% добываемого в России газа, который принимается от северных месторождений Тюменской области: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Ямсовейского и Заполярного. Ежесуточно транспортируется до 1,3 миллиарда кубометров газа на Ухту, Пермь, Урал.
Историческая справка
23 сентября 1953 года. Вблизи поселка Березово из первой разведочной скважины, пробуренной на территории Западной Сибири, ударил мощный газовый фонтан и уже 1 марта 1961 года было организовано первое газодобывающее предприятие по освоению газовых месторождений на территории Западной Сибири.
1963 г., г. Ивдель – высадился десант специалистов Дирекции по строительству первого газопровода (ДСГ) Игрим-Серов во главе с ее руководителем Дерновым Дмитрием Андреевичем.
1964г. Передислокация ДСГ в п. Эсс (будущий п. Комсомольский и г. Югорск) – точку схождения проектируемого газопровода Игрим-Серов со строящейся железной дорогой Ивдель-Обь.
1966г., январь - эстафету по эксплуатации построенного газопровода "Игрим - Серов" от ДСГ принимает сформированное Северо-Уральское Управление Магистральных Газопроводов (СУУМГ).
К 1970 г. общая протяженность системы газопроводов достигла 1300 км, природный газ пришел в промышленные центры Среднего Урала – Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижнюю Туру, Нижний Тагил.
В 1972 г. СУУМГ был преобразован в Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ). Строительство газопроводов продолжалось и особенно высоких темпов достигло в 1972 - 1975 г. В этот период ежегодно вводится по пять компрессорных станций. Вместе с ними строились и жилые поселки: Белый Яр, Сорум, Лонг-Юган и др. В эксплуатацию введено Пахромское месторождение, газ которого по газопроводам Пахрома - Казым и Казым - Пунга влился в газопровод Игрим - Серов - Нижний Тагил.
1973г. Новый этап в истории предприятия начался с освоения месторождения Медвежье, от которого питается мощная газотранспортная система Северные районы Тюменской области – Урал (СРТО - Урал), и впервые тюменский газ поступил к потребителям центральных районов европейской части страны.
В 1974 г. ТУМГ было реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа “Тюментрансгаз”.
С 1980 по 1985 г. продолжена программа форсированного развития газовой промышленности Западной Сибири за счет освоения Уренгойского месторождения: были выведены на проектную мощность газопроводы Уренгой - Грязовец, Уренгой - Петровск, Уренгой - Новопсков, Уренгой – Ужгород, Уренгой - Центр I, Уренгой - Центр II. В 1981 г. за ускоренный ввод в действие мощностей по транспортировке газа объединение “Тюментрансгаз” было награждено орденом “Знак Почета”.
21 апреля 1984 г. системой газопроводов “Тюментрансгаза” был принят от промыслов триллионный кубометр газа с начала эксплуатации.
И уже в июне 1994 года (через 10 лет от первого триллиона) в систему газопроводов предприятия было принято 5 трлн м3 газа.
С 1985 года началось освоение Ямбургского месторождения и строительство газопроводов Ямбург - Елец I, II, Ямбург - Западная граница, Ямбург - Тула I, II, Ямбург – Поволжье, СРТО - Урал.