1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
-
Данная инструкция применяется совместно с Инструкцией завода-изготовителя.
-
Конструктивно краны состоят из следующих основных узлов: корпуса с шаровым затвором, привода и системы управления.
-
У кранов подземного исполнения дополнительно имеется колонна со шпинделем-удлинителем.
-
Герметичность кранов обеспечивается за счет уплотнительных седел, которые расположены между корпусом кранов и их шаровым затвором.
-
На кранах, шаровые затворы которых вращаются на опорах, уплотнительные кольца (седла) прижимаются к шаровому затвору давлением газа, пружинами.
-
-
У кранов, шаровые затворы которых вращаются на опорах, для сброса давления газа из корпуса кранов, а так же для контроля герметичности кранов по седлам в верхней части корпусов есть отверстие декомпрессии. В нижней части корпусов кранов есть отверстие для дренажа влаги и конденсата. Проверка герметичности у этих кранов производится открытием декомпрессионного устройства после проверки положения крана сначала с помощью газа, а затем с помощью ручного насоса: до резкого возрастания усилия на ручке насоса. В случае не герметичности крана производится набивка уплотнительной пасты в седло крана со стороны высокого давления. При достижении полной герметичности для повышения надежности закрытия крана уплотнительная паста набивается и во второе седло со стороны низкого давления. В целях контроля степени герметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давления дренажное и декомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых или газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми. При этом отвод газа должен производиться в сторону с учетом направления ветра: техника и работники должны находиться с наветренной стороны.
-
На кранах с плавающим затвором затворы (пробки) прижимаются к уплотнительным кольцам (седлам).
-
В случае не герметичности таких кранов набивка уплотнительной пасты производится в седло крана со стороны низкого давления.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ НА ЗАПОРНЫХ КРАНАХ
-
К работам на запорных кранах допускаются лица, прошедшие проверку знаний в объёме настоящей инструкции, сдавшие экзамен по ТБ и ПТЭ магистральных газопроводов и освоившие инструкцию по эксплуатации шаровых кранов.
-
Перестановка кранов должна производиться строго по разрешению руководства ЛПУ (КС). Ревизия и ремонт запорной арматуры установленной на газовых коммуникациях производится без оформления наряда-допуска, но с обязательной регистрацией в Журнале регистрации газоопасных работ проводимых без оформления наряда-допуска» (разгерметизация газовых коммуникаций).
-
При проведении работ пользоваться инструментом, указанным в инструкции по эксплуатации для соответствующего типа кранов.
-
Работы на кранах производить со специальных площадок для обслуживания или лестниц.
-
Запрещается при работах на кранах использовать газовые или масляные трубы в качестве опор или страховочных элементов.
-
При демонтаже-монтаже приводов гидробаллонов и гидроцилиндров пользоваться специальной подъёмной техникой и приспособлениями.
-
Все работы по демонтажу отдельных узлов и деталей кранов производить предварительно убедившись в отсутствии давления газа в соответствующих местах.
-
При проведении работ по заправке и дозаправке гидросистем кранов необходимо удалять масло с поверхности привода и корпуса крана.
-
Дренаж влаги и конденсата из корпуса крана подземного использования производить после предварительного стравливания давления через декомпрессионное устройство.
-
Сброс давления из системы управления, корпуса крана, а также дренирование влаги и конденсата производить осторожно, в направлении, безопасном для обслуживающего персонала.
-
Запрещается производить перестановку кранов с помощью энергии давления кислорода.
-
Запрещается вскрытие крышек конечных выключателей на кранах, имеющих дистанционное управление, без снятия напряжения с питающей электролинии.
-
Запрещается производить профилактические работы, стравливать газ, производить перестановку крана во время грозы.
-
При перемерзании затворов крана, узла управления, импульсных трубок обогрев производить разогретым воздухом, паром или электроТЭНами во взрывозащищённом исполнении, запрещается применять для этих целей горелки открытого пламени.
-
При работах с электроприводом крана следует пользоваться общими положениями инструкций по ТБ при обслуживании электрооборудования под высоким напряжением. Работы с электроприводом следует проводить в присутствии дежурного электрика.
-
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ САМОПРОИЗВОЛЬНОЙ
ИЛИ ОШИБОЧНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ
-
Перекрыть запорные устройства (вентили, задвижки, краны) на линиях отбора импульсного газа для питания узла управления краном.
-
Сбросить давление из системы управления краном через предназначенное для этой цели специальное декомпрессионное устройство.
-
Отсоединить импульсные трубки, идущие на гидробаллоны открытия и закрытия.
-
Отключить электропитание электропневматических клапанов системы управления краном на ГЩУ КС.
-
На ГЩУ КС на ключах управления соответствующих кранов вывесить таблички: «Не включать, работают люди!».
-
На кранах, где это предусмотрено конструкцией, дополнительно отключить электропитание электропневматических клапанов по месту установки крана с помощью специального ключа. После отключения электропитания на узле управления краном вывешивается табличка: «Не включать, работают люди!».
-
Отсоединить трубки импульсного газа от узла управления краном.
-
Вместо отсоединённых трубок импульсного газа на штуцерах узла управления установить заглушки, которые опломбировать.
-
На ручном насосе установить скобу (блок-замок), исключающую возможность открытия крана вручную, на кранах где имеются по два ручных насоса, такую скобу установить только на ручном насосе для открытия крана.
-
На кранах, имеющих ручной механический привод, на штурвале(маховике) установить скобу(блок-замок) с целью исключения возможности открытия крана с его помощью.
-
На кранах с электроприводом необходимо отключить питание электропривода на ГЩУ КС и в распредкоробке по месту установки крана. В указанных местах вывесить таблички «Не включать, работают люди!».
-
На всех закрытых кранах, отсекающих место проведения огневых и газоопасных работ от газопровода, вывесить таблички «Не открывать».
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАДЁЖНОМУ ЗАКРЫТИЮ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ
-
После отключения участка газопровода от места проведения огневых и газоопасных работ удостовериться в том, что отсекающие краны находятся в положении «Закрыто». Контроль производится по указателю положения крана на приводе.
-
Проверить положение кранов сначала с помощью газа(нажатием на кнопку, рычаг «Закрытие»), а затем с помощью ручного насоса (до резкого возрастания усилия на ручке насоса). На кранах с ручным механическим приводом закрытие дублируется с помощью маховика (штурвала привода).
-
Проверить степень герметичности кранов открытием декомпрессионного или дренажного устройства. При полной герметичности крана через эти устройства будет наблюдаться кратковременный сброс газа из полости между корпусом крана и шаровым затвором. Постоянный выход газа будет свидетельствовать о недостаточной герметичности крана.
-
В случае обнаружения негерметичности крана следует добиться герметичности его регулировкой хода поршня гидро (пневмо) цилиндра на «Закрытие».
-
Если мероприятие по п.4. не даёт желаемого результата, то произвести набивку уплотнительной пасты в седло крана со стороны высокого давления, контролируя при этом степень герметичности по декомпрессионному или дренажному устройству. (см.п.3)
-
При достижении полной герметичности крана по п.5. для повышения надёжности закрытия крана уплотнительная паста набивается также и во второе седло со стороны низкого давления.
-
В случае невозможности достижения полной герметичности крана согласно п.5. производится набивка уплотнительной пасты во второе седло крана со стороны низкого давления. Контроль степени герметичности в этом случае производится через любой отбор газа, находящийся со стороны низкого давления.
-
Если мероприятие, выполненное по п.7 не даёт желаемого результата, то место проведения огневых и газоопасных работ необходимо отключать с помощью надувных резиновых шаров (герметизирующих устройств).
-
В случае невозможности достижения полной герметичности крана по п.4. и конструкция крана не предусматривает набивку пастой, то перекрываются краны сопряжённых участков, а место проведения работ отключается согласно п.8.
-
В целях контроля герметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давления дренажное и декомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых и газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми.
-
ПРОВЕРКА И СМОТР КРАНОВ
УЗЛА ПОДКЛЮЧЕНИЯ И ОХРАННЫХ КРАНОВ
-
Осмотр и проверка кранов узла подключения производится ежесменно.
-
При осмотре кранов узла подключения и охранных кранов (включая их внутренних перемычек) необходимо проверить:
-
комплектность всех узлов крана;
-
положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления («открыт», «закрыт»);
-
наличие рукоятки насоса ручного привода крана;
-
положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом ( на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении «Дистанционное управление» и зафиксированы стопором);
-
герметичность уплотнений шпинделя крана, поршней, штоков, цилиндров привода крана;
-
состояние болтовых и ниппельных соединений, при необходимости их подтягивают;
-
внешнее состояние кабелей управления кранами;
-
герметизацию клеммных коробок, блоков управления кранов;
-
наличие утечек газа, при возможности устранить;
-
наличие импульсного газа на управление кранами с продувкой фильтров;
-
состояние крановых укрытий и ограждений.
-
По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время - от снега и льда.
-
Двери укрытий должны быть в исправном состоянии, в зимнее время подходы к ним должны быть очищены от снега.
-
Двери укрытий охранных кранов и их перемычек в зимнее время года должны находиться в открытом положении (должны быть зафиксированы в открытом положении) с целью обеспечения гарантированного и быстрого доступа к узлам управления кранов в аварийных ситуациях.
-
ПРОВЕРКА И ОСМОТРЫ КРАНОВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБВЯЗКИ ГПА
-
Проверки и осмотры кранов технологической обвязки ГПА проводятся ежесменно и после каждой перестановки крана сменным персоналом и включают следующие проверки:
-
соответствие положения запорной арматуры «Инструкции по положению запорной арматуры технологической обвязки ГПА, находящихся в работе, резерве и в ремонте».
-
комплектность всех узлов крана;
-
положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления («открыт», «закрыт»);
-
наличие рукоятки насоса ручного привода крана;
-
состояние болтовых и ниппельных соединений, при необходимости их подтягивают;
-
положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом (на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении «Дистанционное управление» и зафиксированы стопором);
-
герметичность уплотнений шпинделя крана, поршней, штоков, цилиндров привода крана;
-
внешнее состояние кабелей управления кранами;
-
герметизацию клеммных коробок, блоков управления кранов;
-
наличие утечек газа, при возможности устранить;
-
Проверка правильности установки затвора в кране при помощи ручного насоса или штурвала по указателю положений: проверка хода крана.
-
По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время от снега и льда.
-
О всех выявленных неисправностях должен быть извещен сменный инженер (инженер ЭОГО) и произведена соответствующая запись в «Ведомости дефектов и нарушений» на 1-м уровне АПК.
7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
-
Виды работ по обслуживанию арматуры:
-
плановый осмотр (ТО-1);
-
сезонное обслуживание (ТО-2);
-
текущий ремонт (ТР);
-
техническое диагностирование (ТД);
-
средний ремонт (СР);
-
капитальный ремонт (КР);
-
обслуживание при хранении (ТО при хранении);
-
обслуживание при консервации объекта (ТО при консервации).
-
Текущим обслуживанием (ТО) - называется комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. [ГОСТ 18322, п. 1].
Текущее обслуживание включает в себя следующие виды:
-
Периодический осмотр ТО-1 – комплекс работ, проводимых 1 раз в месяц. Результаты проведения периодического осмотра заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).
-
-Сезонное обслуживание ТО-2 –комплекс работ, проводимых 1 раз в 6 месяцев, включая объем работ ТО-1.Сезонное обслуживание ТО-2 проводится при подготовке арматуры к осеннее-зимнему и летнему периодам эксплуатации. Работы по ТО-2 проводятся так же перед проведением ремонтных работ, связанных с отключением участка магистрального газопровода. Результаты проведения сезонного обслуживания заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).
-
Текущий ремонт (ТР) - Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]
Текущий ремонт проводится по результатам ТО-1,ТО-2.
При проведении текущего ремонта проводится:
-
зачистка, грунтовка и окраска лакокрасочных поверхностей корпуса, колонны-удлинителя и привода, которые подверглись коррозии;
-
подтяжка всех резьбовых соединений корпуса, колонны-удлинителя, привода и навесного оборудования;
-
чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией;
-
ревизия гидросистемы привода путем удаления воздуха из гидроцилиндров, влаги и шлама из трубок и баллонов;
-
замена демпферной жидкости гидросистемы привода;
-
ревизия системы уплотнения седел затвора и шпинделя: трубок, фитингов и мультипликаторов смазки;
-
набивка очистительной и герметизирующей смазки в седла затвора, шпиндель;
-
ревизия ручного насоса-дублера и переключателей режима работ;
-
ревизия винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;
-
ревизия системы подачи импульсного газа с настройкой сбросных и перепускных клапанов;
-
ревизия оборудования КИПиА, измерение сопротивления изоляции и заземления.
Результаты проведения текущего ремонта заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).
-
Техническое диагностирование(ТД): Определение технического состояния объекта.
[ГОСТ 20911, п. 4]
Техническое диагностирование проводится периодически, каждые 10 лет эксплуатации, а также в случаях если:
-
в результате проведения технического обслуживания выявлено неудовлетворительное состояние отдельных узлов и деталей (не герметичность, заклинивание или длительное время перестановки затвора, стуки, прогрессирующий коррозионный износ, трещинообразование и т.д.), которое может привести к критическим отказам, или имели место неоднократно повторяющиеся отказы;
-
эксплуатация осуществлялась при воздействии факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление и внешние силовые нагрузки), или подвергалась аварийным воздействиям (пожар, замерзание воды в корпусе, сейсмическое воздействие и др.);
-
выработан срок службы (ресурс), установленный конструкторской и нормативно-технической документацией или срок эксплуатации превышает 30 лет (в случае если в технической документации отсутствуют сведения о назначенных показателях);
-
проводится реконструкция, модернизация или капитальный ремонт магистрального трубопровода.
Техническое диагностирование проводится по методикам, утвержденным в установленном порядке. Оценку ресурса арматуры выполняют, как правило, в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, проводимой в соответствии с РД 03-484-02 [3], ПБ 03-246-98 [4] и СТО Газпром 2-3.5-045.
К основным видам работ при проведении технического диагностирования арматуры относятся:
-
анализ, обработка и экспертиза комплекта нормативно-технической документации (паспорта, РЭ, планы-графики, журналы учета ТОиР, акты и др.);
-
визуальный и инструментально-измерительный контроль основных узлов и деталей;
-
контроль работоспособности (функционирования) привода;
-
контроль герметичности затвора;
-
контроль состояния металла и сварных соединений корпуса неразрушающими методами (при продлении ресурса);
-
оценка технического состояния (с выдачей заключения о возможности продления срока безопасной эксплуатации или установлении нового назначенного срока (ресурса) эксплуатации, замены, ремонта, демонтажа отдельных узлов и т.д.).
Результаты проведения технического диагностирования заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» .
-
Средний ремонт (СР): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно - технической документации.[ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1].
Средний ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.
Данный вид ремонта производится без демонтажа с трубопровода.
При проведении среднего ремонта арматуры могут быть проведены следующие виды работ:
-
модернизация пневмогидравлической системы управления приводом;
-
ремонт гидроцилиндров, замена уплотнений поршней;
-
замена уплотнения шпинделя, сальника с набивкой герметизирующей смазки;
-
ремонт или замена ручного насоса-дублера, вентилей отборов газа, трубок импульсного газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости;
-
ремонт или замена трубок, фитингов и мультипликаторов смазки системы уплотнения затвора;
-
ремонт или замена винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;
-
замена уплотнения фланцевого соединения корпуса или колонны-удлинителя;
-
ремонт или замена подшипника бугельного узла;
-
замена электропривода;
-
ремонт демпфирующего устройства (амортизатора);
-
ремонт или замена оборудования КИПиА;
-
другие ремонты.
-
Капитальный ремонт (КР): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей включая базовые. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]
Капитальный ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.
Данный вид ремонта производится с демонтажем ТПА в условиях специализированной организации.
При капитальном ремонте производят полную разборку и дефектацию всех деталей и узлов, их восстановление или замену пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа. Капитальный ремонт арматуры должен обеспечить безопасность ее дальнейшей эксплуатации.
Объем капитального ремонта определяется на основании дефектной ведомости и включает следующие операции:
-
восстановление герметичности затвора;
-
ремонт корпусных деталей;
-
ремонт привода;
-
замену дефектных изношенных деталей.
После капитального ремонта арматура, в условиях специализированной организации, подвергается приемосдаточным испытаниям.
При капитальном ремонте соблюдаются требования, предъявляемые к изготовлению арматуры, в части применяемых материалов и конструктивных особенностей. Специализированная организация обязана выполнить весь комплекс мер, обеспечивающих определенный организацией-изготовителем уровень безопасности изделия, оговоренный в нормативно-технической документации. При ремонте обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.
Отклонения от проекта при капитальном ремонте арматуры согласуются с организацией-изготовителем. Уровень безопасности такой арматуры не должен быть снижен.
В случае повреждения в процессе ремонта маркировки специализированная организация обязана восстановить ее на корпусе.
Ремонт арматуры осуществляется обученным персоналом необходимой квалификации, изучившим руководство по эксплуатации (ремонтную документацию) с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.
По результатам проведенного капитального ремонта в паспорт арматуры вносятся следующие сведения:
-
наименование специализированной ремонтной организации (подразделения);
-
объем (состав) ремонта;
-
материал введенных в состав арматуры элементов;
-
материал наплавок при пайке;
-
марка электродов при сварке;
-
значения показателей надежности - при их изменении;
-
проведенные испытания и их результаты;
-
значения назначенных показателей, в случае их продления.
-
Обслуживание при хранении.
Объемы, условия хранения, порядок использования и обновления ТПА аварийного запаса определяют в соответствии с нормативной документацией. Срок хранения арматуры не должен превышать 5 лет.
При обслуживании арматуры аварийного запаса, находящейся на хранении, проверяют:
-
наличие эксплуатационной и сопроводительной документации;
-
комплектность по паспорту;
-
целостность и плотность крепления заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку;
-
маркировку;
-
отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;
-
отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков;
-
состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;
-
наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;
-
наличие консервационной смазки на внутренних поверхностях затвора, патрубков и на всех неокрашенных поверхностях шпинделя и привода;
-
состояние сварных швов.
Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.
-
Обслуживание при консервации объекта.
При обслуживании арматуры объекта, находящегося в консервации, проверяют:
-
комплектность и целостность основных узлов и деталей;
-
герметичность резьбовых, сварных и фланцевых соединений основных узлов и деталей;
-
состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;
-
наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;
-
целостность и правильность положений рукояток распределителей ручных насосов, вентилей отборов газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости.
Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.
-
Вырезанные краны подлежат консервации. Не допускается разукомплектация приводов и навесного оборудования. Сливать гидрожидкость из гидросистемы привода категорически запрещается.
Отгрузка кранов в ремонт производится только после получения дополнительного указания.
Новые (капитально отремонтированные) краны, предназначенные на замену проходят проверку и обслуживание в следующем объеме:
-
проверка наличия заводского паспорта на кран;
-
проверка комплектности навесного оборудования (трубок подачи смазки, дренажа, отбора газа, фитингов вентилей, обратных клапанов, шпонок, штифтов, крепежа, ручного насоса, масляных трубок, ЭПУУ, конечных выключателей и др.);
-
проведение ревизии гидросистемы, при необходимости очистка от шлама и грязи;
-
заправка гидросистемы привода гидрожидкостью;
-
проведение полного монтажа навесного оборудования;
-
опробование работоспособности крана ручным дублером на «закрытие» и «открытие» с одновременной проверкой правильности установки крайних положений шарового затвора;
-
приварка к крану трубных заготовок со сферическими заглушками;
-
проведение гидравлических испытаний крана на герметичность затвора и уплотнений шпинделя, гидравлическое испытание на прочность сварных швов, с составлением соответствующих актов.
-
набивка смазкой (циатим, смазка газовых кранов, уплотнительная паста или аналогичная) в оба уплотнения затвора и уплотнение шпинделя.
Требования к запорной арматуре при ревизии.
-
Кран пронумерован.
-
Заводская табличка не закрашена.
-
Манометры на кранах производства ЧССР не закрашены.
-
Весь крепеж установлен и обтянут.
-
Шпонка соединения «корпус крана – привод» имеется, люфт отсутствует.
-
Указатель положения крана закреплен.
-
Табличка конечных положений крана («открыто», «закрыто») – обозначены.
-
Масло в гидробаллоны залито, сделана запись в формуляре крана.
-
Следы подтеков масла отсутствуют.
-
Ручной насос отревизирован, работоспособен.
-
Шток насоса смазан консистентной смазкой.
-
Шток насоса зафиксирован в проектном положении.
-
Ручка насоса имеется.
-
Обозначены положения переключателя для ручной перестановки («открыто», «закрыто»).
-
На отечественных кранах фиксатор положения золотника вращается свободно.
-
На отечественных кранах мультипликатор заполнен крановой смазкой.
-
Штуцеры гидробаллонов и цилиндров загерметизированы.
-
Лючки для определения положения кулисы загерметизированы.
-
Трубки набивочников, дренажа и собственных отборов газа закреплены к колонне.
-
На трубках набивочников, дренажа и собственных отборов газа, на колонне выполнена изоляция перехода «земля- воздух».
-
Резьбовые соединения набивочников и дренажного крана должны быть защищены консистентной смазкой от попадания грязи и атмосферных осадков.
-
Имеется схема кранового узла. Схема кранового узла привязана к местности.
-
Имеется ограждение кранового узла. Установлены знаки безопасности в соответствие с требованиями ПТЭМГ.
-
Отсутствует ржавчина на корпусе, грязь, посторонние предметы на приводе.
-
Стояки отбора газа Ду50 закрыты сверху от попадания влаги.
-
На «свечах» Ду300 «хлопушки» находятся в закрытом положении.
-
Выделены красным цветом указатели положения кранов.
-
На кранах с ручным приводом гидробаллоны или расширительные бачки сообщены с атмосферой (при этом исключено попадание атмосферных осадков в гидробаллоны: наличие Г-образных гусаков).
-
Наличие на кране таблички о типе заправленной гидрожидкости.
-
Наличие надписей «О» и «З» на гидробаллонах
-
Наличие надписей «О» и «З» гидроцилиндрах, обозначающие места подключения насосов аварийной перестановки кранов.
-
Переключатель насоса крана находится в требуемом положении: управляемых дистанционно в положении «Дист», а остальных – согласно требованиям НД.
Приложение 3.
Действия персонала по перестановке кранов в аварийных ситуациях
При не перестановке кранов в дистанционном режиме необходимо выполнить следующие операции:
1. При наличии импульсного газа и исправности ЭППУ:
-
проверить положение переключателя режима работы насоса (установить в полож. «Дист»);
-
кран переставить нажатием в ЭППУ на клавишу соленоида «Откр» или «Закр» и удержанием ее до полной перестановки крана.
2. При отсутствии импульсного газа и неисправности ЭППУ:
-
перекрыть и стравить импульсный газ;
-
переключатель режима работы насоса установить в положение «Отк» или «Закр» таким образом, чтобы он был направлен на соответствующую надпись, а фиксатор (резьбовой или шариковый) совпал с пазом на корпусе насоса;
-
переставить кран ручным насосом до крайнего положения.
Примечание: В случае аварии (когда необходимо срочно переставить кран) и при больших диаметрах переставляемых кранов (Ду1400) или недостаточной (низкой) производительности насосов (кранов Ду1000-1400 необходимо одновременно готовить РВД для перестановки крана импульсным газом согласно п.3 (см. ниже).
3. Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и наличии импульсного газа (с применением РВД):
-
закрыть кран отбора импульсного газа (со стояка, местные отборы) и стравить газ;
-
проверить положение переключателя режима работы насоса (установить в полож. «Дист»);
-
рукав высокого давления (РВД) подключить к стояку импульсного газа и штуцеру соответствующего гидроцилиндра (закрытия или открытия);
Примечание: При наличии газовых полостей в гидроцилиндрах газ необходимо подать в соответствующую газовую полость, а при их отсутствии – в соответствующую масляную полость.
-
плавно открыть кран импульсного газа и подать газ в соответствующий гидроцилиндр и переставить кран;
-
по достижении крайнего положения крана перекрыть импульсный газ и сбросить давление из гидроцилиндра через продувочный вентиль РВД.
4. Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и отсутствии импульсного газа (с применением насоса аварийной перестановки):
-
закрыть кран отбора импульсного газа (со стояка, местные отборы) и стравить газ;
-
переключатель режима работы насоса установить в промежуточное положение (например, между «О» и «Д»);
-
на верхней точке гидроцилиндра подключения маслопроводов открыть воздушники, обозначенные надписями «О» и «З»;
-
к воздушникам присоединить РВД и другой конец соответствующего РВД присоединить к насосу для перестановки крана, а РВД противоположного гидроцилиндра – в передвижную емкость (а не к штуцеру насоса);
Примечание:
1. Путем размещения емкости с крановом маслом выше насоса обеспечить подпор на всасе насоса аварийной перестановки.
2. Слив кранового масла из гидроцилиндра производить в передвижную емкость (а не к штуцеру насоса, чтобы исключить попадание воздуха в насос – в случае наличия воздуха в гидроцилиндре и осуществлять контроль работоспособности насоса).
-
переставить кран насосом до крайнего положения.