Назначение и устройство турбины силовой двигателя ГТД ДН80Л1
Турбина силовая (рис.40) осевого типа. Предназначена для привода во вращение вала потребителя мощности.
Турбина силовая (СТ) четырехступенчатая, состоит из:
- сопловых аппаратов;
- ротора;
- опорного венца.
Ротор силовой турбины
Ротор СТ состоит из вала 23, к которому болтами 25, 29, 30 крепятся попарно диски 1 и 2, диски 24 и 27 через проставку крепятся к валу. В елочные пазы дисков вставлены рабочие лопатки 6, 8, 11, 13.
Ротор СТ «консольного» типа, опорами которого служат роликовые подшипники 19 и 26. На конце ротора расположена упругая муфта 21, предназначенная для передачи крутящего момента от вала силовой турбины к валу потребителя мощности, а также для компенсации изломов и несоосности валов за счет деформации двух тонкостенных щек.
Опорный венец силовой турбины
Опорный венец турбины силовой состоит из:
- корпуса опорного венца 14;
- девяти стоек-обтекателей 16;
- кожуха внутреннего 17;
- корпуса подшипников 18, в котором расположены опоры ротора силовой турбины: роликоподшипники 19 и 26; упорный подшипник скольжения 20, воспринимающий осевое усилие.
Масляная полость опорного венца ограничена с двух сторон уплотнительными кольцами 22 и 28. Через шесть стоек обтекателей проходят трубы (рис.42) 1, 2, 4 - датчики ограничения раскрутки турбины; труба подвода воздуха 3, труба слива масла 5 и труба подвода масла 6.
Подпор маслоуплотнительных колец осуществляется воздухом, подающимся в опорный венец и по трубам подвода воздуха 2 и 3 в заднюю уплотнительную полость на подпор уплотнительного кольца 22 (рис. 41). Часть воздуха через отверстия в упругой муфте 21 и в вале 23 - идет на подпор уплотнительного кольца 28.
Для смазки и охлаждения подшипников ротора силовой турбины служит труба подвода масла 1 (рис. 43) в которую вставлен фильтр 2 для очистки масла различных примесей. Труба ввернута в корпусе подшипников 5 и уплотнена кольцами уплотнительными 6. От выворачивания в процессе работы труба 1 стопорится замком 14.
Верхняя часть трубы подвода масла поддерживается фланцем 3.Труба - раздатчик масла 7 разделяет масло на два потока:
Первый поток по трубе тройника подводится в кольцо -коллектор 10 (рис. 44) для смазки и охлаждения роликоподшипника передней опоры ротора силовой турбины.
Часть масла через отверстия в опоре попадает в демпферный зазор между опорой и корпусом подшипников.
Второй поток по трубе-раздатчику масла подводится к упорным подшипникам скольжения 5, 6. Основная часть масла через перекидку подается на упорный подшипник скольжения 5. Другая часть масла через систему отверстий в корпусе подшипников 3 идет на смазку и охлаждение роликоподшипника7 задней опоры силовой турбины и на дополнительный упорный подшипник скольжения 6, предназначенный для осевой фиксации ротора силовой турбины. Соединения по маслоподводящему тракту уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами.
Слив масла из полости корпуса подшипников осуществляется через трубу слива масла 1 (рис. 44), ввернутую в корпус подшипников. Стык трубы слива масла 1 и корпуса подшипников уплотнен кольцом уплотнительным. Верхняя часть трубы слива масла поддерживается фланцем 2 и стопорится от выворачивания замком 12.
Для предотвращения поломки силовой турбины при превышении максимально допустимых оборотов ротора и для подачи сигнала в систему управления двигателем предназначены датчики ограничения раскрутки турбины 1 (рис. 45), вворачиваемые в корпус подшипников 4. Соединение датчика 1 с корпусом подшипников 4 уплотнено резиновым уплотнительным кольцом 5.
В верхней части датчик 1 поддерживается фланцем 2 и контрится замком 6. Для регулировки зазора между датчиком ОРТ 1 и возбудителем, расположенным на валу силовой турбины, с целью получения качественного сигнала предназначено регулировочное кольцо З.