1. Охранные краны (краны №19, 21 - СОК и ЮОК) – установлены на входном и выходном участке газопровода, служат для отсечения КЦ с двух сторон. При работе КЦ открыты, закрываются при аварийном и плановом останове КЦ. Управляются с ГЩСУ "дистанционно", "местно" или вручную.

2. Кран № 20 – делит газопровод на высокую и низкую сторону. При работе КЦ закрыт. Открывают его, когда КЦ не работает. Служит для прохода газа по газопроводу мимо КЦ. Управляется с ГЩСУ, местное и ручное управление.

3. Свечные краны крана № 20 – служат для стравливания газа с магистрального газопровода до и после крана № 20, также для заполнения участка газом до и после крана.

4. Кран № 7 – установлен на всасывающем шлейфе КЦ, при работе КЦ кран открыт, закрывается для предотвращения поступления газа в обвязку КЦ. Управляется "автоматически" при включении ключа А.О. цеха, с ГЩСУ, местное и ручное управление.

5. Байпас крана № 7 – служит для заполнения КЦ газом, установлен на обводной линии крана №7, при работе КЦ закрыт. Управляется с места или вручную.

6. Дроссель за байпасом крана № 7 – служит для ограничения потока газа при заполнении контура КЦ.

7. Кран № 8 – установлен на выходном шлейфе КЦ, обвязка и управление аналогично крану № 7, при работе КЦ открыт, закрывается для предотвращения поступления газа со стороны газопровода.

8. Краны № 17, 18 – свечные краны, служат для стравливания газа из обвязки КЦ, при работе КЦ краны закрыты, управление: авт., дист., местн., ручное.

9. Байпасный кран АВОГ – при работе АВОГ закрыт, открывают кран для перепуска газа мимо АВОГ, когда необходимо отключение АВОГ (низкая темп-ра, ремонтные работы). Имеется только ручное управление.

10. Обратные клапаны за АВОГ – служат для предотвращения перетока газа со стороны выходного шлейфа, в сторону входа при переводе цеха на "кольцо".

11. Кран № 36 – установлен между всасывающим и нагнетающим шлейфами, предназначен для работы агрегатов на большое станционное кольцо через АВОГ. При работе КЦ кран закрыт. Открывают кран при повышении давления газа на выходе КЦ, помпаже нагнетателя , для прогрева пылеуловителей и ликвидации гидратных пробок. Управляется с ГЩСУ,  местного и ручного управления.

12. Кран № 36 р – служит для регулирования режима работы КЦ, при работе КЦ закрыт. Имеет только "дистанционное" и "местное" управление. Открытие 36р дает на вход 0,2-0,3 кгс/см2.

13. Кран № 36 Д – служит для ограничения потока газа при работе КЦ на станционное кольцо (при открытом кране №36), создает необходимое сопротивление для обеспечения минимальной степени сжатия 1,18 (если настроить на 1,10 – вентиляторный режим, а если на 1,21 – т/а будут практически в трассе).

14. Кран № 16 – установлен между всасывающим и нагнетающим коллектором, имеется перемычка с краном и обратным клапаном, которая может пропускать газ в сторону нагнетающего коллектора. Предназначена для заполнения и продувки цеховой обвязки со входного шлейфа байпаса крана № 7, а также стравливания газа с обвязки КЦ, через кран № 18.

Для удаления конденсата в пониженных участках подземного трубопровода КЦ применяются специальные свечи – дрипы, которые врезаются в нижнюю часть трубы.

15. Обратные клапана перед кранами № 2, 6 – предотвращают обратный  переток газа из выходного коллектора при выводе ГПА на "кольцо" и при отказе в работе крана № 2. Перед краном № 6, предотвращает обратный переток газа из коллектора малого "кольца", при наличии других ГПА работающих на "кольцо". На обратных клапанах имеется байпас для стравливания газа из участка между обратными клапанами и запорной арматурой при ревизии.

16. Краны № 1, 2 – отсекающие краны, перекрывают вход и выход газа из нагнетателя.

17. Кран № 4 – байпас крана № 1, предназначен для продувки и заполнения контура нагнетателя перед пуском.

18. Кран № 5 – свечной, для стравливания газа из контура нагнетателя, для продувки при заполнении контура ЦН.

19. Кран № 6 – служит для работы агрегата на малое станционное кольцо, при пуске, загрузке и разгрузке агрегата.

20. "Моквелд" (АПК) – предназначен для предотвращения помпажного режима работы ГПА, предотвращает помпаж нагнетателя.

 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ГАЗОМ КОНТУРА

КОМПРЕССОРНОГО ЦЕХА.

 

Заполнение контура КЦ газом относится к газоопасным работам, выполняемым по наряду-допуску.

Открываем байпас крана № 7 и продуваем коллектор КЦ с давлением газа 1 кг/см2 , газ заполняет коллектор по мере выхода  из свечных труб. Продувка считается законченной, если объёмная доля кислорода в коллекторе КЦ составляет менее 2 %. После чего начинаем закрывать свечи в порядке очереди по ходу газа, кран № 17, свечные краны пылеуловителей, свечи продувочных перьев ( входной, выходной, коллектор крана № 6), свечные краны АВОГ, кран № 18.

Затем повышается давление газа в коллекторе до 10 кг/см2, проверяется герметичность трубопроводов, арматуры, отсутствие утечек газа. Дальнейшее заполнение контура производится также в ступенчатом режиме по указанию ответственного лица. При наборе полного давления открываем байпас крана № 8. Уравнивается давление перед краном № 8 и обратными клапанами за АВОГ, после чего открываем кран № 8 и закрываем кран № 16, открываем кран № 7.

При давлении в коллекторе 10 кг/см2 необходимо произвести продувку перьев, т.к. только при этом давлении возможно качественное опорожнение их. 

ПОРЯДОК АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ КЦ.

 

Аварийную остановку цеха (отдельного турбоагрегата) производит сменный персонал в случае аварии, а также при угрозе взрыва или быстрого распространения огня. Порядок остановки следующий:

-          останавливаются работающие ГПА.

-          закрываются краны № 1,2,6 газ прекращает поступать в нагнетатель.

-          открывается кран № 5 газ стравливается с контура нагнетателя.

-          закрываются краны № 7,8 прекращается подача газа в шлейф и в "гитару" из магистрали.

-          открываются краны № 17,18 газ стравливается со шлейфов и с "гитар".

-          открывается кран № 20 газ транспортируется по магистрали, минуя КЦ.

Примечание: открытие крана № 20, производить только после открытия байпаса и выравнивания давления.

 

Компрессорная станция - неотъемлемая и составная часть магистрального газопровода, обеспечивающая транспорт газа с помощью энергетического оборудования, установленного на КС. Она служит управляющим элементом в комплексе сооружений, входящих в магистраль­ный газопровод. Именно параметрами работы КС определяется режим работы газопровода. Наличие КС позволяет регулировать режим работы газопровода при колебаниях потребления газа, максимально исполь­зуя при этом аккумулирующую способность газопровода.

В состав основного оборудования входит: 1 - узел подключения КС к магистральному газопроводу; 2 - камеры запуска и приема очистного устройства магистрального газопровода; 3 - установка очистки технологического газа, состоящая из пылеуловителей и фильтр сепараторов; 4- установка охлаждения технологического газа; 5- газоперекачивающие агрегаты; 6 - технологические трубопроводы обвязки компрессорной станции; 7 - запорная арматура технологических трубопроводов обвязки агрегатов; 8 - установка подготовки пускового и топ­ливного газа; 9-установка подготовки импульсного газа; 10 - различное вспомогательное оборудование; 11 - энергетическое оборудование; 12 - главный щит управления и система телемеханики; 13 - оборудование электрохимической защиты трубопроводов обвязки КС.

На магистральных газопроводах различают три основных типа КС: головные компрессорные станции, линейные компрессорные станции и дожимные компрессорные станции.

Головные компрессорные станции (ГКС) устанавливаются непосредственно по ходу газа после газового месторождения. По мере добычи газа происходит падение давления в месторождении до уровня.когда транспортировать его в необходимом количестве без компремирования уже нельзя. Поэтому для поддержания необходимого давления и расхода строятся головные компрессорные станции. Назначением ГКС явля­ется создание необходимого давления технологического газа для его дальнейшего транспорта по магистральным газопроводам. Принципиальным отличием ГКС от линейных станций является высокая степень сжатия на станции, обеспечиваемая последовательной работой нескольких ГПА с центробежными нагнетателями или поршневыми газомото-компрессорами. На ГКС предъявляются повышенные требования к качеству подготовки технологического газа.

Линейные компрессорные станции устанавливаются на магистральных газопроводах, как правило, через 100-150 км. Назначением КС является компремирование поступающего па станцию природного газа. с давления входа до давления выхода, обусловленных проектными данными. Тем самым обеспечивается постоянный заданный расход газа п( ' магистральному газопроводу. В России строятся линейные газопроводы в основном на давление Р^ =5,5 МПа и Р^ =7,5 МПа.

 

Дожимные компрессорные станции (ДКС) устанавливаются на подземных хранилищах газа (ПХГ). Назначением ДКС является подача газа в подземное хранилище газа от магистрального газопровода и отбор природного газа из подземного хранилища ( как правило, в зимний пе­риод времени) для последующей подачи его в магистральный газопровод или непосредственно потребителям газа. ДКС строятся также на газовом месторождении при падении пластового давления, ниже давления в магистральном трубопроводе. Отличительной особенностью ДКС от линейных КС является высокая степень сжатия 2-4, улучшенная подготовка технологического газа ( осушители, сепараторы, пылеуловите­ли), поступающего из подземного хранилища с целью его очистки от механических примесей и влаги, выносимой с газом.