Условные обозначения

 

АО

- Аварийный Останов

АПК

- АнтиПомпажный Клапан поставки CCC

ГПА

- ГазоПерекачивающий Агрегат

КС

- Компрессорная Станция

КЦ

- Компрессорный Цех

НО

- Нормальный Останов

ПИ

- Пропорционально - Интегральный закон регулирования

РНА

- Регулируемый направляющий аппарат

САР

- Система Автоматического Регулирования поставки CCC

САУ

- Система Автоматического Управления

CT

- Cиловая турбина

ТВД

- Турбина Высокого Давления

ТНД

- Турбина Низкого Давления

COMMAND

- Система программного обеспечения визуального контроля с PC

CV

- (Control Valve) регулирующий клапан JORDAN поставки CCC

DEV

- Степень удаленности нагнетателя от помпажа

EHS

- переключатель рабочего и резервного регуляторов MPIC

Fallback

- стратегия выживания

HS

- панель управления (лицевая панель) EHS

LB

- (Load Balance) балансирование нагрузки

LS

- (Load Sharing) распределение нагрузки

LSIC

- (Load Syaring Indicator Controller) регулятор распределения нагрузки ГПА

MPIC

- (Master Process Indicator Controller) регулятор производительности КЦ

MPIC-10

- (Master Process Indicator Controller) регулятор производительности КС

PC

- персональный компьютер

POC

- (Pressure Override Control) алгоритм воздействия MPIC на UIC при резком возрастании давления нагнетания

Q

- объемный расход

RT

- (Recycle Trip) алгоритм UIC

- степень приближения нагнетателя к помпажу

SIC

- (Speed Indicator Controller) топливный регулятор ГТУ

SO

- (Safety On) алгоритм UIC

Toolbox

- программное обеспечение настройки реггуляторов с PC

Tracking

- режим отслеживания выходным сигналом регулятора - источника сигнала входного сигнала регулятора – приемника

UIC

- (Multivariable Indicating Controller) противопомпажный регулятор

W

- массовый расход

 

 

 

 

 

 

 

1.     Назначение САР

система управления и противопомпажного регулирования фирмы "ССС"

 

-   Регулирование расхода, давления на выходе или степени сжатия КЦ путем воздействия на частоту

    вращения  нагнетателей;

-   Предотвращение помпажа нагнетателей за счет перепуска минимально достаточного количества

     газа  через антипомпажный клапан;

-   Быстрое прекращение помпажа при его возникновении;

-   Повышение экономичности работы КС за счет предотвращения открытия АПК на одном или

    нескольких из работающих нагнетателей путем выравнивания запаса до помпажа всех ГПА,

    работающих в едином гидравлическом режиме.

-   Автоматизация загрузки и разгрузки ГПА;

-   Предотвращение выхода параметров ГПА за допустимые пределы;

-   Повышение надежности эксплуатации технологического оборудования и САР за счет:

    ·  автоматизации перестройки САР при изменении параметров нагнетателей"горячего"

       резервирования наиболее ответственных регуляторов;

    ·  световой и звуковой предупредительной сигнализации самодиагностики регуляторов с   

       автоматическим включением в случае отказа стратегии выживания, обеспечивающей

       работоспособность системы после отказа;

    · безударного перехода с ручного управления на автоматическое и обратно визуальной

      информации на цеховых и станционном компьютерах с программным обеспечением COMMAND;

    · возможности сохранения критических режимов в памяти цеховых и станционных компьютеров с

      помощью программного обеспечения COMMAND легкости замены неисправного регулятора.

 

2. Технические характеристики САР

система управления и противопомпажного регулирования фирмы "ССС"

 

Минимальная величина зоны безопасности (расстояния от линии ПИ - регулирования до линии помпажа) - 10%.

Максимальное число помпажных хлопков, допускаемых САР - 3 (по третьему САР выдает сигнал АО в САУ ГПА).

Регуляторы САР предназначены для установки в невзрывоопасном помещении.

Рабочая температура окружающей среды регуляторов 0 - 50°С;

· Температура хранения -60 +85°С, Относительная влажность 0 - 95% без конденсации влаги на поверхностях регуляторов.

 При отключенном питании системная программа регуляторов сохраняется в течение нескольких лет, конфигурация и настройка - около недели. Конфигурация и настройка регулятора производится с его инженерной панели или с персонального компьютера с помощью программы TOOLBOX.

 Питание регуляторов осуществляется от источников напряжения:

· 21 - 32 В постоянного тока 96 - 288 В  переменного тока частотой 50 - 60 Герц.

 Питание датчиков осуществляется от регуляторов фирмы ССС.

 Система монтируется в шкафах, в которых регуляторы размещаются в зависимости от состава  Системы.  Комплектующие изделия САР, устанавливаемые вне операторной, соответствуют условиям мест установки, включая взрывозащиту.

 

3. Состав САР

система управления и противопомпажного регулирования фирмы "ССС"

 

САР комплектуется тремя типами регуляторов:

· противопомпажный регулятор UIC;

. регулятор процесса PIC;

· топливный регулятор SIC.

Регулятор PIC может быть сконфигурирован на одну из разновидностей:

· Мастер - регулятор давления выхода или степени сжатия КС - MPIC-10Мастер - регулятор давления  

  выхода или степени сжатия КЦ - MPIC;

· Регулятор распределения нагрузки между ГПА - LSIC

Каждый ГПА оснащается тремя регуляторами (UIC, LSIC, SIC), связанных между собой и с регуляторами и компьютерами КЦ и КС каналами последовательной цифровой связи.

Блок сопряжения служит для гальванической развязки по релейным сигналам регуляторов ССС и штатной САУ ГПА.

  На цеховом уровне устанавливаются два регулятора MPIC - рабочий и резервный, подключенные параллельно. Ввод в работу резервного регулятора при отказе рабочего производится автоматическим переключателем EHS.   На цеховом уровне также устанавливается персональный компьютер с программным обеспечением COMMAND, связанный каналами последовательной цифровой связи с регуляторами (агрегатными и цеховыми) своего цеха и, через коммутатор Digiboard, с компьютерами других цехов и общестанционным.

  Станционный уровень оборудуется двумя регуляторами MPIC-10 и компьютером, включенными аналогично цеховым.

  Каждый регулятор является специализированной программируемой управляющей микро-ЭВМ. Настройка регулятора производится с его инженерной панели или, с помощью программы Toolbox, от цехового или станционного компьютера.

 

3.1. Цеховой уровень регулирования

 

Мастер-регулятор MPIC реализует функции цехового уровня, на котором обеспечивается:

     стабилизация  основной регулируемой переменной (давления или степени сжатия);

     распределение нагрузки между параллельно работающими агрегатами;

     предельное регулирование степени сжатия и максимально-допустимого давления в линии нагнетания цеха;

     сохранение работоспособности системы при отказах датчиков давления на входе и/или выходе цеха.

Для обеспечения надежности работы системы мастер-регулятор имеет горячий резерв. В случае выхода из строя рабочего регулятора MPIC-A управление автоматически переключается на MPIC-B с помощью специального переключающего устройства EHS. После устранения неисправности обратное переключение  осуществляется вручную.

 

3.2. Агрегатный уровень регулирования

 

В состав системы входят следующие элементы:

     Регулятор скорости (для агрегатов, не имеющих электронного регулятора скорости), на входы которого подаются сигналы от датчиков:

- частоты вращения валов агрегата;

- давления воздуха за осевым компрессором;

- температуры продуктов сгорания;

- температуры воздуха на входе в ГТУ.

     Противопомпажный регулятор, на входы которого подаются сигналы от датчиков:

         -  перепада давления газа на входном конфузоре нагнетателя,

- давления газа на входе в нагнетатель,

- давления газа на выходе из нагнетателя,

- температуры газа на входе в нагнетатель,

- температуры газа на выходе из нагнетателя.

     Регулятор  распределения нагрузки, на входы которого подаются сигналы от датчиков:

         -  давления газа на выходе нагнетателя,

         -  температуры газа на выходе из нагнетателя.

     Противопомпажный клапан (фирмы Mokveld).

     Клапан Bauman с электрическим сервоприводом фирмы   Jordan Controls (электрогидравлический преобразователь),  установленный  на линии проточного масла (воздуха),  или топливный клапан фирмы Masoneilan (в зависимости от типа газотурбинного привода) - только для агрегатов без штатного электронного регулятора скорости.

     Барьеры искробезопасности

     Релейный  блок  связи (блок сопряжения)  системы  регулирования  со  штатной системой агрегатной автоматики.

 

 

3.3. Функции, выполняемые агрегатной системой ССС

 

Агрегатная система регулирования ССС предназначена  для  решения  следующих основных функций:

     Противопомпажного регулирования  нагнетателя.

     Регулирования частоты вращения нагнетателя  в рабочем диапазоне нагрузок нагнетателя в соответствии с заданием,  формируемым регулятором распределения нагрузки LSIC регулятору скорости SIC, передаваемым по линии последовательной цифровой связи.

     Предельного регулирования (ограничения):

- температуры  продуктов сгорания,

           - максимальной частоты вращения  турбины высокого давления (ТВД)  и турбины низкого

             давления (ТНД).

- давления воздуха  за осевым компрессором.

     

     Синхронизации работы системы ССС со штатной системой агрегатной автоматики на всех режимах, включая автоматический пуск, нормальную и аварийную остановки, при различных вариантах врезки противопомпажного клапана в линию рециркуляции:

        - параллельно крану 6;

        - последовательно с краном 6 и обратным клапаном;

        - последовательно с краном 6 вместо обратного клапана;

        - последовательно с обратным клапаном вместо крана 6;

        - вместо крана 6 и обратного клапана.

     Ограничения приемистости агрегата, включая:

        - ограничение скорости перемещения топливного регулирующего клапана путем ограничения

            скорости перемещения клапана слива масла или топливного клапана,

- ограничение скорости изменения частоты вращения ТВД,

          - ограничение максимального открытия топливного регулирующего клапана  путем ограниче-

            ния максимального закрытия сливного клапана Bauman в зависимости от давления воздуха за

            осевым компрессором

     Автоматического ввода (вывода) агрегата в трассу.

 

 

4. Описание САР.

 

4.1. Задачи САР.

 

Основной задачей САР является поддержание заданного значения главного параметра КС, обеспечивая противопомпажное регулирование нагнетателей. При этом:

· главный параметр режима КС - как правило, давление или расход на выходе КЦ - поддерживает  

  Мастер - регулятор MPIC-10; Его сигналы через цеховые Мастер - регуляторы MPIC проходят на   

  регуляторы распределения нагрузки LSIC (если цех работает независимо от КС, функции MPIC-10  

  переходят к MPIC)регуляторы LSIC поддерживают заданное распределение нагрузки между

  наганетателями путем приведения удаленности от помпажа своего нагнетателя в соответствие с   

  уставкой, полученной от MPIC, который, в свою очередь, может получать ее от MPIC-10. В качестве  

  уставки применяется наибольшее значение удаленности от помпажа среди нагнетателей КС (КЦ).

· топливные регуляторы SIC по сигналам регуляторов LSIC и MPIC (MPIC-10), которые суммируются   

  на выходе регулятора LSIC, управляют частотой вращения своих нагнетателей через топливную

  систему ГПА. При достижении одним из ограничивающих параметров ГПА уставки ограничения

  регулятор SIC переключается на ограничение этого параметра если регуляторы LSIC не обеспечивают заданного запаса до помпажа, в работу вступают агрегатные регуляторы UIC, воздействующие на  АПК своих ГПА.

Распределение задач по уровням:

· На агрегатном уровне осуществляется регулирование параметров ГПА и распределение нагрузки

  между ГПА на цеховом уровне осуществляется регулирование параметров КЦ и выбор наибольшего

  запаса до помпажа среди работающих ГПА для распределения нагрузки между ними.

· На станционном уровне для цехов, работающих в едином гидравлическом режиме, осуществляется

  выбор наибольшего давления нагнетания КЦ и увеличение производительности остальных КЦ до   

  достижения такого же давления нагнетания;

· выбор наибольшего запаса до помпажа среди работающих ГПА для распределения нагрузки между

  КЦ цеховые и станционный компьютеры обеспечивают представление информации оператору по   

  программе COMMAND и ввод в регуляторы параметров настройки САР и параметров

 

  регулирования  по программе TOOLBOX.

При работе КС каждый агрегатный регулятор UIC вычисляет степень приближения нагнетателя к помпажу  (рис. 1.) и передает их своему регулятору LSIC для обработки и передачи регулятору MPIC. По значению  регулятор LSIC вычисляет переменные DEV  и LB.

  При повышении давления на выходе (или степени сжатия) КЦ при отключенном MPIC-10 регулятор MPIC формирует управляющий сигнал OUT по ПИ - алгоритму и передает его на регуляторы LSIC.

 По этому сигналу регуляторы LSIC воздействуют на свои регуляторы SIC, снижая уставку частоты вращения нагнетателей.

 Снижение частоты вращения нагнетателей приводит к снижению давления на выходе (или степени сжатия) КЦ, что может привести к нарушению условия, определяющего распределение нагрузки между ГПА. В этом случае регулятор MPIC начнет корректировать задания регуляторам LSIC, восстанавливая это нарушенное условие.По окончании переходного процесса восстанавливается заданное значение регулируемого параметра КЦ.

 При достижении рабочей точкой нагнетателя линии настройки противопомпажного регулятора (=1-b) вступит в работу ПИ - алгоритм, а затем, если он не справится с удержанием нагнетателя в рабочей зоне, RT - алгоритм регулятора UIC, открывая АПК (срабатывание RT - алгоритма приведет к открытию АПК). Если эти воздействия окажутся недостаточными и рабочая точка нагнетателя попадет в помпажную зону (пересечет линию SO), вступит в работу SO - алгоритм регулятора UIC и отодвинет линию настройки противопомпажного регулятора вправо, что приведет к полному открытию АПК. Если алгоритм SO не сможет вывести нагнетатель из помпажа, регулятор UIC выдаст команду на АО ГПА.При превышении параметром  предела  регулятор LSIC прекратит отрабатывать команды регулятора MPIC на снижение частоты вращения.

Кроме воздействия по переменной  регуляторы UIC могут получать опережающее исчезающее воздействие на открытие АПК от регулятора MPIC при резком изменении выходного сигнала MPIC и при превышении давлением на выходе КЦ уставки на определенную величину, а также от своих регуляторов LSIC при снижении уставки частоты вращения ротора нагнетателя регулятором LSIC, ускоряющие открытие АПК.

В то же время регуляторы UIC оказывают на свои регуляторы LSIC опережающее исчезающее воздействие, замедляющее снижение частоты вращения ротора нагнетателя (при выполнении условия  это воздействие приведет даже к росту частоты вращения).

При снижении давления на выходе КЦ процесс протекает в обратной последовательности и, при выполнении условии , регуляторы LSIC начинают отрабатывать команды регулятора MPIC как на повышение, так и на снижение частоты вращения.

При работающем регуляторе MPIC-10 он берет на себя функции регуляторов MPIC по поддержанию давления на выходе (или степени сжатия) КС.

При этом в качестве обратной связи регулятор MPIC-10 использует наибольшее из давлений на выходе цехов, получаемых от регуляторов MPIC (при регулировании степени сжатия КС в качестве обратной связи используется степень сжатия КЦ, имеющего наибольшее давление на выходе).

При работе регулятора MPIC-10 регуляторы MPIC служат в качестве трансляторов сигналов MPIC-10 регуляторам LSIC, но продолжают выполнять функции поддержания равной удаленности от помпажа ГПА своих цехов.

Регулятор MPIC-10 в этом режиме задает регуляторам MPIC в качестве уставки удаленности от помпажа наименьшее из значений этого параметра, полученное от регуляторов MPIC.

 

4.3. Стратегии выживания при отказах регуляторов.

 

В САР применен ряд технических решений, повышающих ее надежность и безопасность оборудования КЦ при отказах САР:

· "Горячее" резервирование цеховых (MPIC) и общестанционных (MPIC-10) Мастер – регуляторов

   Нормально открытые (при потере управляющего сигнала) АПК;

· "Замораживание" положения клапана топливного регулятора ГПА при потере управляющего

   сигнала. Достоверными считаются входные сигналы, находящиеся в заданных пределах.

   В противном случае сигналы считаются потерянными. При вступлении в работу стратегии

   выживания на панели оператора регулятора появляется индикация "Fallback".

 

4.3.1. Стратегия выживания регулятора UIC.

 

При потере сигнала перепада давления на входном конфузоре нагнетателя либо сигнала давления на входе или выходе нагнетателя - регулятор переходит на ручное управление и его выходной сигнал устанавливается на величину Const 1, при этом АПК открывается на величину, достаточную для предотвращения помпажа при наиболее неблагоприятных условиях. При этом оператор имеет возможность управлять АПК с регулятора UIC в ручном режиме.

 

4.3.2. Стратегия выживания регулятора LSIC.

 

При потере сигнала на входе регулятора LSIC на время более одной секунды он переходит в режим Tracking (отслеживания выходным сигналом частоты вращения нагнетателя, а управляемый им регулятор SIC в режим Local ("местное").

 

4.3.3. Стратегии выживания регулятора SIC.

 

4.3.3.1. Ограничение частоты вращения ТНД при потере сигнала температуры на входе в двигатель.

              В этом случае регулятор ограничивает обороты ТНД по константе CONST 0.

4.3.3.2.  Ограничение температуры продуктов сгорания при потере сигнала давления за осевым

              компрессором.

          В этом случае регулятор ограничивает температуру продуктов сгорания по константе CONST 3.

4.3.3.3.  Предотвращение аварийных значений параметров при потере сигналов оборотов СТ, ТВД,

              ТНД или температуры продуктов сгорания.

               В этом случае регулятор переходит в состояние FREEZE MODE и поддерживает

              постоянным выход регулятора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Величины Const 0 и 3 задаются при конфигурировании регуляторов с инженерной панели регуляторов или с цехового или станционного компьютера с помощью программы TOOLBOX.

 

 

4.4. Защита системы от ошибок оператора.

 

4.4.1. Защита от ошибочного закрытия АПК.

 

Если в режиме ручного управления оператор закрывает АПК и при этом режим нагнетателя достиг линии ПИ - регулирования, UIC переключается в автоматический режим, отобрав управление у оператора и откроет АПК на необходимую величину.

 

4.4.2. Защита от ошибочного увеличения частоты вращения ГПА.

 

Если в режиме местного управления повышение оператором частоты вращения ГПА приведет к достижению одним из параметров турбины предельного значения, SIC перестанет следовать командам оператора и перейдет на ограничение этого параметра.

 

5. Эксплуатация системы.

 

5.1. Пуск ГПА.

 

В алгоритм предпусковой готовности ГПА входит сигнал исправности регуляторов. Табло "Неиспраность регуляторов" и "Неисправность датчиков" САУ ГПА должны быть погашены, а табло "Готовность к пуску" - светиться.

Пуск ГПА осуществляется САУ ГПА по существующему алгоритму.

По сигналу ПУСК с САУ ГПА топливный регулятор SIC переводится в статус READY TO RUN Р (Готов к работе), клапан CV открыт.

 При достижении частотой вращения ТНД 600 об/мин SIC переходит в статус READY TO RUN (Готов   к работе);

При достижении частотой вращения ТВД 2600об/мин SIC переходит в статус Starting и реализует   

  последовательность пуска ГПА:

· выводит ГПА на режим прогрева - 5800 об/мин по ТВД выдерживает ГПА на этих оборотах 5 мин;

· после окончания прогрева и по получении соответствующей команды из САУ ГПА переходит в статус ACCELERATION и разгоняет ТВД с заданной скоростью до выхода на режим регулирования оборотов СТпри выходе на режим регулирования оборотов СТ SIC переходит в статус NPT CONTROL и режим LOCAL и стабилизирует частоту вращения СТ.Регулятор LSIC остается в режиме слежения TRACKING.

На этом пуск закончен, ГПА работает на кольце.

 

5.2. Загрузка ГПА в трассу.

 

Состояние регуляторов на кольце следующее:

· Регулятор распределения нагрузки LSIC – TRACKING регулятор топлива SIC - статус NPT

  CONTROL (управление оборотами СТ), режим LOCAL (местный);

· Антипомпажный регулятор UIC - статус STOP цеховой регулятор MPIC - статус AUTO

  (Автоматическое);

При запуске в штатной САУ ГПА режима "Магистраль":

· регулятор топлива SIC переходит в режим REMOTE (дистанционный) и начинает принимать

  уставку частоты вращения СТ от LSIC регулятор распределения нагрузки LSIC переходит (после

  задержки в 5-10с) в статус RAMP­ и повышает уставку частоты вращения СТ с заданной скоростью.

· Регулятор UIC(снимается сигнал с дискретного входа D-5)  переходит в статус RUN и прикрывает

 АПК с заданной скорость при достижении частотой вращения СТ уставки начала диапазона

 регулирования LVL4 или при снижении перепада давления на обратном клапане перед краном 2 до

 1 кгс/см2 регулятор LSIC переходит в статус RUN и выдает команду на открытие крана 2.

С этого момента регулятор LSIC начинает принимать команды MPIC на распределение нагрузки между ГПА. ГПА работает в трассу.

 

5.3 Работа ГПА в трассу.

 

  Управление агрегатом осуществляется автоматически. В случае необходимости изменить обороты на агрегате необходимо перевести регулятор SIC в LOCAL (Местное) и изменять задание топливному регулятору по оборотам СТ кнопками панели оператора SIC D и С.

  При кратковременном нажатии кнопок изменение уставки происходит на 0,1%. При длительном (более 5 с) нажатии кнопки скорость изменения уставки оборотов СТ составит 0.1% в секунду (скорость изменения настраивается с инженерной панели).

ВНИМАНИЕ: В случае, если все работающие агрегаты переведены на изменение задания регулятору SIC оператором (в LOCAL (Местное)) - необходимо регулятор MPIC перевести в MANUAL.

  При работе агрегата в режиме NPT Control (регулирование оборотов СТ) регулятор SIC осуществляет ограничения по следующим параметрам:

· максимальным и минимальным оборотам СТ (Оператор может менять уставку в заданных

  пределах)максимальным оборотам ТВД. При этом загорается желтое табло Limit (Ограничение) и

  на табло режимов работы NНР Control (Ограничение оборотов ТВД);

· максимальной температуре продуктов сгорания за ТНД. При этом загорается желтое табло Limit

  (Ограничение) и на табло режимов работы EGT Control (Ограничение температуры за ТНД)  макси-

  мальному давлению воздуха за осевым компрессором. При этом загорается желтое табло    Limit

  (ограничение) и на табло режимов работы CDP Control (Ограничение давления воздуха за ОК);

· максимальным оборотам ТНД. При этом загорается желтое табло Limit (Ограничение) и на табло  

  режимов работы NLР Control (Ограничение оборотов ТНД).

 

5.4.  Вывод ГПА на кольцо.

 

Перед выходом на "Кольцо", для обеспечения автоматического снижения оборотов, следует проконтролировать состояние регуляторов выводимого агрегата:

· мастер-регулятор цеха MPIC Auto Local.

· регулятор распределения нагрузки LSIC (для останавливаемого агрегата)Auto Remote.

· антипомпажный регулятор UIC (для всех агрегатов) Auto.

· топливный регулятор SIC (для останавливаемого агрегата)Auto Remote NPT Control

При поступлении из штатной САУ ГПА сигнала "Кольцо":

· регулятор распределения нагрузки LSIC переходит в статус RAMPЇ и снижает уставку частоты

  вращения СТ с заданной скоростью;         регулятор UIC(подан сигнал на  дискретный вход D-5) 

  переходит в статус STOP и открывает АПК с заданной скоростью при достижении  давления   

  Рнаг=Рмаг регулятор LSIC выдает команду на закрытие крана 2.

· При достижении уставкой частоты вращения СТ уровня минимальной скорости LVL3 регулятор

  распределения нагрузки LSIC переходит в статус STOP.

ГПА работает на кольцо при минимальной нагрузке. Разгрузка ГПА закончена.

 

5.5. Нормальный останов ГПА.

 

НО ГПА, работающего в трассу, рекомендуется производить после его вывода на кольцо.

НО ГПА вызывается нажатием кнопки "НО" САУ ГПА.

По сигналу НО из САУ ГПА топливный регулятор SIC переходит в статус STOPPING и режим LOCAL и снижет обороты СТ с заданной скоростью до достижения частотой вращения ТВД 5100 об./мин. и держит ее на этом уровне.

По сигналу окончания охлаждения (закрытие крана 12) из САУ ГПА топливный регулятор SIC переходит в статус SHUTDOWN и полностью открывает CV. Топливный клапан полностью закрывается.

После полной остановки ГПА САУ ГПА дает команду на закрытие крана 6. ГПА остановлен.

 

 

 

5.6. Аварийный останов (АО) ГПА.

 

АО ГПА происходит при срабатывании защиты или при нажатии кнопки "АО" САУ ГПА. На дисплее AUX регулятора SIC появится надпись EXTERN SD 05.

В обоих случаях АО ГПА проходит по следующему алгоритму:

· Топливный регулятор SIC переходит в статус SHUTDOWN и мгновенно откроет CV, что приведет к  

  быстрому закрытию топливного клапана. Антипомпажный регулятор UIC переходит в статус SHUTDOWN и быстро открывает АПК.

· Регулятор распределения нагрузки LSIC переходит в статус STOP и режим TRACKING АО ГПА закончен. Регуляторы готовы к запуску ГПА.

 

6. Сигнализация отказов.

 

6.1. Предупредительная сигнализация.

 

 При выходе параметров объекта регулирования за допустимые пределы или нарушении нормального функционирования регулятора срабатывает предупредительная сигнализация на САУ ГПА или КЦ, регуляторе и в программе COMMAND.

  При этом на панели оператора регулятора мигает светодиод Alarm и на дисплее AUX появляется соответствующие сообщения.

  Светодиод Alarm будет мигать, пока кнопкой RESET/ENTER не будет сквитировано сообщение, показанное на дисплее AUX, или пока на дисплей AUX при помощи кнопок MENU и SCROLL не будет вызван другой параметр.

  Кроме того, при появлении новой предупредительной сигнализации светодиод Alarm будет светиться постоянно до квитирования предупредительного сигнала или устранения его причины.     

  Оператор имеет возможность просматривать список из максимум восьми действующих предупредительных сигналов(начиная с последнего). Список вызывается нажатием кнопки MENU до его появления и листается кнопкой SCROLL.

  После квитирования предупредительного сигнала светодиод Alarm светится постоянно. Если к моменту квитирования причина сигнала устранена, он удаляется из списка. Если список пуст, светодиод гаснет. Выходные реле сигнализируют только о неквитированных сигналах.

 

6.2. Действия оператора при срабатывании предупредительной сигнализации.

 

При срабатывании на САУ ГПА предупредительной сигнализации о неисправности системы ССС оператор должен выполнить следующее:

 На соответствующем регуляторе скорости проверить сообщения в меню ALARMS. Сообщение Freeze Mode на регуляторе SIC означает, что он перешел на ручное управление и кнопки "ВЫШЕ"/"НИЖЕ" напрямую изменяют положение клапана Jordan. SIC не перейдет в автоматический режим пока неисправность, вызвавшая Freeze Mode, не устранена. В этом случае в меню ALARMS будет сообщение о причине (или причинах) вызвавшей Freeze Mode.  После устранения неисправности сообщения в меню ALARMS и сигнализация от SIC убираются нажатием кнопки RESET. SIC может быть переведен в автоматический режим нажатием кнопки AUTO.

Сигнализация также подается по отказу датчика от UIC. При этом UIC перейдет в режим LOCAL и на его панели оператора зажжется индикатор TranFail.

Сигнализация также подается по потере цифровой последовательной связи между регуляторами. При этом регулятор - приемник сигнала регулирования перейдет в режим LOCAL и на обоих регуляторах зажжется индикатор CommErr.

При потере питания на регулирующий топливный клапан Jordan он сохраняет свое последнее положение. Перед восстановлением питания оператор должен произвести следующие действия:

- определить по системе визуального контроля COMMAND значение управляющего сигнала с регулятора скорости в момент потери питания;

- перевести регулятор скорости в режим MANUAL (ручное управление);

- установить значение выходного сигнала соответствующим его значению в момент потери

   питания (нажатием клавишей D (больше) и С (меньше));

- перевести регулятор скорости в AUTO и включить питание на Jordan.

В процессе всех операций внимательно следить за оборотами.

6.3. Значение предупреждений на индикаторах регуляторов

 

Fault           Неисправность регулятора.

                   Загорается красный индикатор на панели.

                   Необходимо остановить ГПА.

ComErr     Ошибка последовательной цифровой связи.

                   Загорается красный индикатор на панели.

RT              Включен алгоритм Recycle Trip регулятора UIC, скачкообразно открывающий АПК при приближении к помпажу.

                   Загорается желтый индикатор на панели.

SO              Включен алгоритм  Safety ON регулятора UIC при обнаружении помпажа. Зона безопасности работы нагнетателя мгновенно увеличивается по каждому хлопку.

                   Загорается красный индикатор на панели.

                   После выяснения и устранения причины помпажа следует сквитировать SO нажатием клавиши RESET, при этом зона безопасности возвращается в исходное состояние.

TranFail     Неисправность датчика.

                   Сигнал появляется, когда один или более аналоговых входных  сигналов выходят за заданные пределы.

                   Загорается красный индикатор на панели.

Fallback     Включен алгоритм "выживания" регулятора UIC при отказе датчика или LSIC при потере связи с MPIC.

                   Загорается желтый индикатор на панели.

Limit          На регуляторе MPIC, LSIC или UIC включен контур ограничения давления в нагнетании

                   (75 кг/см2 ). На регуляторе SIC включен контур ограничения одного из параметров:

                    ·  оборотов ТВД оборотов ТНД;

                     · температуры за ТНД давления за осевым компрессором;

                     · ограничения приемистости. Загорается желтый индикатор на панели.

Tracking    Регулятор LSIC перешел в режим отслеживания оборотов СТ, т.к. регулятор SIC находится на каком-либо ограничении и не принимает задание от  регулятора LSIC.

Регулятор MPIC находится в резерве.

                   Мигает зеленый индикатор на панели.

6.4. Значение предупреждений на дисплее AUX SIC.

 

Freeze Mode  Регулятор перешел на ручное управление и его выход больше не меняется в результате одной из следующих причин:

· Отказ всех входов по частоте или частотного входа, по которому в данный момент идет регулирова-

  ние. В этом случае    также   высветится   предупреждение:   "МPU №   Failure",  где MPU 1 -  датчик

  скорости ТВД, MPU 2 - ТНД и MPU 3 - СТ. За отказ принимается скорость ниже 500 об/мин на

  работающем ГПА.

· Отказ всех каналов измерения температуры за ТНД. За отказ принимается значение температуры

   ниже 260°С на работающем ГПА. В этом случае также высветится предупреждение Temp Low

    (Низкая температура).

· Потеря питания.

SIC не перейдет в автоматический режим, пока неисправность не устранена. Обороты можно изменять, меняя положение Джордана от кнопок "Больше"/"Меньше" (он в режиме "Ручное"). SIC можно переключить в автоматический режим нажатием кнопки "AUTO", после того как необходимые сигналы восстановлены.

 

Temp High                 Высокая температура за ТНД

NPT High                   Высокие обороты ТНД

NНР High                  Высокие обороты ТВД

NLР High                   Высокие обороты ТНД

Ассel Limit              Ограничитель приемистости в работе. Ограничитель не допустит дальнейшее закрытие CV при существующем давлении воздуха за осевым компрессором.

Deсel Limit              Ограничитель темпа снижения нагрузки для предотвращения срыва факела в работе. Ограничитель не допустит дальнейшее открытие CV при существующем давлении воздуха за осевым компрессором.

Temp Spread           разность между максимальным и минимальным значением температуры продуктов сгорания превышает установленное значение.

Input # Fail              Отказ датчика по каналу #:

1                     - Наружная температура;

2                     - Положение CV (обратная связь);

3,5-7   - Температура за ТНД;

4                     - Давление за осевым компрессом;

8                     -. Температура масла САР.

 

FCV Tracking         Задание на положение клапана Jordan и сигнал обратной связи по положению клапана Jordan расходятся больше чем на 15%. Это означает либо неисправность клапана Jordan, либо неисправность сигнала обратной связи.

NLP SP Fback         Канал измерения наружной температуры неисправен, действует резервная уставка NLР.

Temp SP Fback        Канал измерения давления за осевым компрессором неисправен, действует резервная уставка.

Accel Fback             Канал измерения давления за осевым компрессором неисправен, действует резервная уставка.

 

6.5. Защита UIC

 

Регулятор UIC выдает в САУ ГПА команду на аварийный останов ГПА по третьему помпажному хлопку.

 

6.6. Ответственность оператора

 

При эксплуатации САУ оператор должен:

 - Следить за предупредительной сигнализацией и при ее срабатывании принять меры к поддержанию технологического режима КС (КЦ), выяснению причины неисправности и ее устранению и, при необходимости, вызвать представителей соответствующих служб для восстановления работоспособности оборудования.

- Следить за нормальной работой САУ и сообщать соответствующим службам о необходимости настройки САУ. Это может понадобиться в следующих случаях:

· Проведение помпажного тестирования нагнетателя и настройка регулятора UIC после ремонта

  проточной части или лабиринтных уплотнений нагнетателя;

· При уходе характеристик нагнетателя (рабочей точки и линии помпажа) на стабильном режиме по  

  сравнению с исходными данными при участившемся срабатывании алгоритма SO регулятора UIC;

· Проведение настройки регулятора SIC после ремонта проточной части, камер сгорания или

  топливной системы турбины.

ВНИМАНИЕ: При выходе из строя элемента системы и невозможности его восстановления необходимо:

            - перевести UIC в MANUAL и нажав кнопку D открыть АПК;

            - перевести SIC в LOCAL и нажав кнопку С снизить обороты до минимальных;

            - нажать кнопку АО.

 

В случае невозможности выполнения данной процедуры необходимо нажать кнопку АО.

Авто реклама