5. ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА КОМПРЕССОРА НД.

 

(1) Передняя опора компрессора НД является силовым узлом двигателя, воспринимающим радиальные усилия от веса ротора компрессора НД, от дисбаланса ротора и эксплуатационных перегрузок.

(1)  Передняя опора компрессора НД крепится к переднему и заднему фланцам внутреннего кольца входного направляющего аппарата (рис. 4.3).

(3) Передняя опора состоит из корпуса, крышки, узла роликового подшипника, узла радиально-торцевого контактного уплотнения и откачивающего маслонасоса передней опоры. 

(а) Корпус (1) (рис. 5) передней опоры отлит из магниевого сплава. На корпусе выполнены ступица с передним фланцем, стенка с центральным отверстием, внутренний и наружный задние фланцы. В центральное отверстие корпуса запрессована стальная втулка (8) подшипника, в которую монтируется узел роликового подшипника. Передним и задним наружными фланцами корпус крепится к внутреннему кольцу входного направляющего аппарата. На торце переднего фланца корпуса монтируется крышка (18) передней опоры.

         (б) К внутреннему заднему фланцу корпуса крепится крышка (6) радиально-торцевого контактного уплотнения (РТКУ).

(в) В нижней части корпуса с внутренней стороны установлен откачивающий маслонасос (15) передней опоры. Передача вращения на насос осуществляется парой шестерен (3) и (16).

(г) Узел роликового подшипника является передней опорой ротора компрессора НД и состоит из роликового подшипника, демпферного пакета и форсуночного кольца.

1) Роликовый подшипник (14) монтируется во втулку демпферного пакета.

2) Демпферный пакет (5) состоит из набора стальных лент и втулки. Пакет от проворачивания фиксируется шпонкой (4).

3) Форсуночное кольцо (9) служит для подвода смазки к узлу подшипника, а также является упорным фланцем роликового подшипника и демпферного пакета.

(д) Крышка (18) передней опоры отлита из магниевого сплава. На крышке имеется фланец под установку шпильки (17) крепления кока.

(4) Уплотнение передней опоры служит для отделения масляной полости от воздушной и состоит из крышки (6), разрезного графитового кольца (10), обоймы (11), лабиринтного кольца (12), стальной хромированной втулки (13).

(а) Радиально-торцевое контактное уплотнение обеспечивает уплотнение между ротором и статором. Уплотнение осуществляется торцевой и наружной поверхностями графитового кольца (10), прижатого давлением воздуха к вращающейся хромированной втулке (13) и к крышке (6).

(б) Воздух подводится к обойме (11) из-за IIIа ступени компрессора НД через отверстия в переднем валу ротора компрессора НД. Для обеспечения необходимого перепада давлений воздуха установлено лабиринтное уплотнение.

(в) Уплотнение между деталями статора обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом (7).

(5) Смазка передней опоры компрессора НД осуществляется следующим образом:

(а) Подвод масла на смазку и охлаждение узла роликового подшипника и шестерен производятся через трубопровод, смонтированный в лопатке ВНА, и через сверление в  корпусе передней опоры.

(б) Роликовый подшипник (14) и пластинчатый демпферный пакет (5) смазываются маслом под давлением через форсуночное кольцо (9).

(в) Шестерни откачивающего маслонасоса смазываются барботажем масла.

(г) Отработанное масло сливается в нижнюю часть корпуса передней опоры и откачивается маслонасосом (15) через сверление в корпусе и трубопровод, смонтированный в лопатке BНA.

 

6. СРЕДНЯЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ

 

 

(1) Средняя опора является основным силовым узлом двигателя и служит опорой роторов компрессоров ВД и НД.

 

(1)    Средняя опора двигателя (рис. 6.) включает в себя:

- заднюю опору компрессора НД;

- корпус средней опоры с узлом подшипника;

- центральный привод;

- привод агрегата PO-16.

(а) Задняя опора компрессора НД является силовым элементом, воспринимающим осевую и радиальную нагрузки от ротора компрессора НД. Опора состоит из корпуса и узла шарикового подшипника.

1) Корпус задней опоры компрессора НД отлит из магниевого сплава. По наружному диаметру корпуса центрируется направляющий аппарат IIIа ступени компрессора НД. В центральное отверстие корпуса запрессована стальная втулка (15), в которую монтируется узел шарикового подшипника.

2) Узел шарикового подшипника является задней опорой ротора компрессора НД. Узел состоит из шарикового радиально-упорного подшипника, демпферного пакета и форсуночного кольца.

а) Шариковый радиально-упорный подшипник (12) наружным кольцом монтируется во втулку демпферного пакета, а внутренние полукольца напрессовываются на вал ротора компрессора НД.

б) Пластинчатый демпферный пакет (14) состоит из набора стальных лент и втулки. Пакет фиксируется шпонкой от проворачивания.

в) Форсуночное кольцо (13) обеспечивает подвод смазки к узлу подшипника,

одновременно является упорным фланцем шарикоподшипника и демпферного пакета.

(б) Коническая шестерня (9) смонтирована на заднем валу ротора компрессора НД и служит для передачи вращения на привод агрегата PO-16.

(в) Корпус (38) средней опоры является силовым элементом, воспринимающим вес двигателя, осевую и радиальную нагрузки от роторов компрессоров и турбин ВД и НД и другие нагрузки, возникающие при эксплуатации двигателя. Корпус средней опоры отлит из магниевого сплава.

Корпус состоит из:

- наружного кольца;

- среднего кольца;

- внутреннего конического кольца.

Все кольца соединены между собой ребрами.

1) Внутренняя поверхность среднего кольца и наружная поверхность внутреннего конического кольца образуют воздушный тракт первого контура.

2) Наружное кольцо имеет передний, задний и нижний фланцы, а на наружной поверхности имеются приливы с гнездами.

а) К переднему наружному фланцу (20) крепится наружное кольцо статора компрессора НД.

б) К заднему наружному фланцу (35) монтируется передняя оболочка.

в) К нижнему наружному фланцу (39) крепится коробка приводов моторных агрегатов (КПМА).

3) На наружной поверхности кольца смонтированы:

- узлы (40) и (41) передней подвески, устанавливаемые в два гнезда, расположенные на горизонтальной оси двигателя;

- кронштейн (23) крепления трубы подвода воздуха на обогрев ВНА;

- коробка привода агрегата PO-16, внизу, слева от вертикальной оси двигателя.

4) Среднее кольцо имеет передний и задний фланцы.

а) К переднему фланцу (19) среднего кольца монтируются внутреннее кольцо и направляющий аппарат IIIа ступени компрессора НД.

б) К заднему фланцу (34) среднего кольца крепится статор компрессора ВД. По наружной поверхности фланца монтируется внутренняя передняя оболочка наружного контура двигателя.

в) К фланцам (24) и (25) крепится РНА.

5) Внутреннее коническое кольцо спереди переходит во фланец (17) крепления задней опоры компрессора НД.

а) Сзади внутреннее кольцо имеет развитую конусную часть с центральным отверстием, в которое вмонтирован узел шарикового подшипника.

б) Узел шарикового подшипника является передней опорой ротора компрессора ВД. Узел состоит из шарикового радиально-упорного подлинника, демпферного пакета и форсуночного кольца. Узел шарикового подшипника имеет одинаковую конструкцию с узлом шарикового подшипника задней опоры компрессора НД.

6) Ребра служат для соединения наружного, среднего и внутреннего колец корпуса и передачи усилий с опор роторов на подвеску двигателя. Нижнее ребро (1) имеет увеличенное поперечное сечение и выполнено пустотелым. В нем размещены рессора (4) центрального привода и маслоподводящая трубка (3). Внутренняя полость ребра одновременно служит для слива масла из полости средней опоры.

(г) Центральный привод (6) служит для передачи мощности и вращения от ротора компрессора ВД на коробку приводов моторных агрегатов (КПМА) и коробку приводов агрегатов (КПА). Привод представляет собой пакет шестерен с подшипниками. Пакет размещается в корпусе, который крепится к внутреннему фланцу корпуса средней опоры. Крутящий момент на КПМА передается от ротора компрессора ВД через центральную цилиндрическую шестерню (31), напрессованную на цапфу .диска IV ступени, через блок шестерни и рессору (4). На КПА вращение передается через привод от КПМА.

(д) Привод агрегата PO-16 служит для передачи вращения от ротора компрессора НД на коробку привода агрегата PO-16. Крутящий момент передается от шестерни (9) через шестерню (8) и рессору, проходящую внутри ребра средней опоры.

(3) Уплотнения в средней опоре служат для отделения масляной полости от воздушных полостей. Уплотнение между ротором и статором обеспечивается торцевыми контактными уплотнениями (ТКУ).

(а) Перед подшипником компрессора НД установлено уплотнение (10), за подшипником компрессора ВД - уплотнение (29), между торцами валов ротора компрессора НД и ротора компрессора ВД - уплотнение (11).

(б) ТКУ состоит из втулки с графитовым кольцом, пружин и стальной хромированной втулки. Уплотнение осуществляется с помощью графитового кольца. Кольцо прижимается к торцу вращающейся хромированной втулки пружинами, а также за счет избыточного давления в газовоздушном тракте. Изменение давления воздуха в газовоздушном тракте по режимам двигателя обуславливает переменную силу прижатия графитовых колец.

(в) Для уменьшения нагрева детали торцевых контактных уплотнений охлаждаются маслом из форсуночных колец (13) и (28) и коллектора (43). Уплотнение между статорными деталями обеспечивается уплотнительными резиновыми кольцами.

(4) Смазка средней опоры осуществляется следующим образом:

(а) Масло из нагнетающего насоса через маслоподводную трубку (3) поступает в проточку корпуса центрального привода и через сверления в корпусе и переходник (32) подается к форсуночным кольцам (13), (28), коллектору (43) и к форсунке (33).

1)    Шариковые подшипники (12), (30) и пластинчатые демпферные пакеты (14), (27) смазываются маслом под давлением через форсуночные кольца.

         2) Шестерни, шлицевые соединения и подшипники центрального привода  смазываются маслом под давлением через форсунку (33) и барботажем масла, находящегося в средней опоре.

(б) Для очистки масла, поступающего в форсуночные кольца, коллектор и в форсунку (33), в переходнике (32) и в корпусе центрального привода смонтированы сетчатые фильтры.

 

(в) Отработанное масло через внутреннюю полость нижнего ребра (1) стекает в КПМA.